Сущность техники

Что представляет собой техника как реальность модернити? Попробуем ответить на этот вопрос, характеризуя технику в ка­тегориальном пространстве, заданном четырьмя основными ко­ординатами.

1. Техника как артефакт. В отличие от явлений первой при­роды технические изделия (орудия, механизмы, машины, соору­жения, техническая среда), даже очень сложные, например го­родские структуры или космические системы, являются искус­ственными образованиями, т. е. артефактами. Определяя технику как артефакт, обычно подчеркивают именно это: техни­ка — не явление первой природы, она создана человеком. «При­рода, — пишет К. Маркс, — не строит ни машин, ни локомоти­вов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сель – фактов. Все это продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, власт­вующей над природой, или человеческой деятельности в приро­де» [Маркс, Энгельс, т. 46, ч. 2, с. 215]. «Дарвин интересовался ис­торией естественных технологий… образования растительных и животных органов, которые играют роль орудий производства в жизни растений и животных… но человеческая история тем и от­личается от истории природы, что первая сделана нами, вторая же сделана не нами» [Там же, т. 23, с. 383]. Человек, вторит Мар­ксу отец философии техники Э. Капп, в отличие от животного обладает способностью к творению и артификации; в одном сло­ве «артефакты» мы обнимаем всю систему механических при­способлений [Капп, 1925, с. 97, 127].

Все это правильно, но затеняет два обстоятельства, а именно, что техника не только сделана человеком, но и является своеоб­разной природой (второй, третьей, социальной), а также что тех­ника как артефакт сегодня воспринимается не только наравне с первой природой, но даже как реальность более естественная и непосредственная, чем явления первой природы. Действительно, отдадим себе отчет: с явлениями первой природы современный человек фактически уже дела не имеет. Вся наша среда искусст­венная (температура, освещение, условия проживания и т. п.), пища тоже; явления первой природы интересуют нас или как сырье, т. е. опять как момент техники, или как экологические ус­ловия, параметры которых мы должны поддерживать для жизни человека, а следовательно, это тоже продукт нашей деятельно­сти, или как эстетический феномен (пейзаж и прочее), то есть и в данном случае мы имеем дело, как говорит Маркс, с «природой», сделанной нами. Действие и присутствие техники, начиная с XX столетия, воспринимается как основная реальность, реаль­ность по преимуществу, и, хотя техника сделана человеком, именно она в настоящее время выступает в сознании обычного человека как «естественное», а первая природа — скорее как «ис­кусственное», поскольку ее явления в одних случаях нужно ис­пользовать по назначению, а в других сохранять.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Сентябрь 16, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.