Философия техники как дисциплина и концепция

Привычный образ техники как орудий труда и машин уже давно не может удовлетворить философов и ученых. Сегодня к технике помимо указанных здесь традиционных технических реалий относят и техническую среду, и сложные технические системы, и технологию, и отчасти естественно-научные знания, и даже, как мы увидим дальше, массовые популяции животных в больших городах. Какое же понятие техники нам нужно, чтобы включить все эти образования в технику, а также объяснить ее развитие и влияние на прошлую и современную жизнь? Эта за­дача и является одной из основных в философии техники.

В последние годы растет количество работ (как научных, так и обращенных к широкой общественности), посвященных ос­мыслению техники, ее влиянию на современную жизнь, анализу кризиса техногенной цивилизации, поиску путей его преодоле­ния. Если в 60—70-х гг. XX в. практическое отношение в этой области ограничивалось прогнозированием научно-техническо­го развития, то на рубеже XXI в. можно уже говорить о становле­нии настоящей новой практики, включающей в себя институты оценки техники и различные проекты, ориентированные на вы­работку нового понимания и отношения к технике [Ефременко]. Еще один показатель возросшего интереса к общим проблемам и осмыслению техники — увеличение в университетах Европы и США спецкурсов, посвященных различным темам философии техники.

Философское осмысление техники относится к концу XIX и главным образом к XX столетию. Конечно, в истории филосо­фии встречается рефлексия по поводу техники, но эта рефлексия была, если можно так сказать, неспецифичной. Например, в ан­тичной философии появляется понятие «техне», но оно означа­ет, собственно, не технику, а всякое искусство делания вещей, начиная от создания картин и скульптуры и заканчивая техниче­скими изделиями, например военными машинами. Но Ф. Бэкон уже обсуждает возможность изготовления машин и технических изделий и пользу, которую они могут принести людям. Однако это обсуждение не имеет в виду сам феномен и природу техники, поскольку она еще не выделилась в сознании новоевропейского человека в качестве самостоятельной и, главное, проблемной ре­альности. Только в XIX столетии техника не только осознается как самостоятельная реальность, но и появляются специфиче­ские формы рефлексии этой реальности: сначала — в методоло­гии технических наук, потом (или почти одновременно) — в фи­лософии.

Страницы: 1 2 3 4

Сентябрь 1, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.