Кантовский «коперниканский переворот» в трактовке познания

Таким образом, ни эмпиризм, ни рационализм не могли удовлетворительно объяснить возможность научного познания действительности, имеющего математическую форму и форму­лирующего строгие законы природы. В этой-то ситуации Кант осуществляет то, что он сам назвал «коперниканским переворо­том» в представлениях о познании. Что он имел в виду? Когда выяснились существенные трудности в объяснении движений небесных тел на основе предположения, что звезды вращаются вокруг наблюдателя, Коперник, разъясняет Кант, попытался объяснить эти движения, исходя из противоположного предпо­ложения, что движется наблюдатель, а звезды находятся в со­стоянии покоя. Аналогично, говорит Кант, если мы не можем объяснить, каким образом наше знание сообразуется со своим предметом, не окажется ли более успешной попытка объяснить познание, если исходить из противоположного предположения, а именно что познаваемый предмет сообразуется с нашими по­знавательными способностями [Там же, с. 87—88].

В каком смысле можно говорить о том, что предмет познания сообразуется с нашим познанием? В том, что предмет познания не является не зависимым от нашего познания. Процесс позна­ния выступает как процесс конструирования предмета познания. Это не пассивное восприятие предмета; нет, при этом субъект вкладывает что-то в познаваемый предмет, т. е. привносит в него нечто от себя. Никак иначе, говорит Кант, нельзя объяснить воз­можность априорного познания. Субъект не может познавать априорно независимо от него существующий предмет. А вот ап­риорное познание того, что сам же субъект привносит в объект познания, возможно и объяснимо.

Из каких элементов и по каким правилам осуществляется подобное конструирование предмета познания в акте познания? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим кантовский анализ процесса познания.

Август 24, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.