Требование согласованности

Следующее требование к построению, созданию, функциони­рованию научного знания, в частности научной теории, которое выдвигает принцип красоты, — требование согласованности.

К красоте как к правильному согласованию частей друг с другом и с целым обращались еще античные представители ис­кусства, философии и науки. Эта тенденция прослеживается и в отечественной философской традиции. Много об этом пишут и философы XIX — начала XX в.: В. Соловьев, П.Н. Флоренский. Особенно интересны в этом отношении выдающиеся ученые-мыслители, занимавшиеся проблемами становления и фор­мирования конкретно-научного и математического знания:

А. Пуанкаре, П. Дюгем, П. Дирак, Г. Вейль, А. Эйнштейн, А.Б. Мигдал, Д.И. Блохинцев и др.

В. Гейзенберг, выступая в 1970 г. в Мюнхене на заседании Баварской академии изящных искусств, говоря о математике, определяй красоту «как правильное согласование частей друг с другом и с целым… Частями являются в данном случае свойства целых чисел, законы геометрических построений, а целым – очевидно, лежащая в их основе система математических аксиом, охватывающая арифметику и геометрию и обеспечивающая сво­ей непротиворечивостью их единство. Мы видим, что отдельные части целого согласуются друг с другом, что они действительно складываются в эту целостность, и без особых размышлений осознаем завершенность и простоту этой системы аксиом как нечто прекрасное. Красота, стало быть, имеет отношение к древ­нейшей проблеме «единого» и «многого», которая находилась в центре ранней греческой философии и была тогда тесно связана с проблемой бытия и становления» [Гейзенберг, 1987, с. 269].

Идеи согласованности частей друг с другом и с целым связа­ны с необходимостью и поиском возможности познавать взаи­мосвязи, черты и признаки родства элементов в целостной сис­теме отношений. Они прежде всего связаны с построением логи­ки процесса развития, отражаемой в языке науки, в характере построения и существования научной теории как системы свя­зей.

С первых шагов существования научных знаний одним из требований, связывающим научные знания с выполнением воз­можности достижения достоверности и истинности, было убеж­дение в необходимости следования требованиям согласования их построения и функционирования, подчинения их законам формальной логики. Этому вопросу серьезное внимание уделя­лось как в трудах Аристотеля, так и в более поздних разработках исследователей, обращавших внимание на логику построения языка.

Проблема истинности знаний тесно связана с необходимо­стью построения согласованных, непротиворечивых знаний, ко­торые затем проверяются на соответствие их действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Сентябрь 11, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.