Надындивидуальный смысл принципа красоты

Требование надындивидуального смысла принципа красоты определяет специфику данного принципа. Без него принцип красоты не может существовать, поскольку он является научным принципом, а не фиксацией субъективного эстетического пере­живания.

Еще Платон открыл и пытался обосновать наличие надынди­видуального смысла в научном знании, в арифметике и геомет­рии, объясняя данный феномен присутствием мира объектив­ных идеальных идей. Он же рассматривал Прекрасное как суще­ствующее само по себе, а вовсе не как результат чьей-то субъективной оценки. И мы, говоря о принципе красоты как о методологическом принципе научного исследования, имеем в виду не только и не столько индивидуальные эстетические пере­живания. Отталкиваясь от таких переживаний, исследователь движется в поле принятых научных сообществом проблем, аргу­ментов, теорий, экспериментальных результатов.

Приведем для раскрытия этой мысли некоторые примеры.

В письме к М. Соловину от 7 мая 1952 г. Эйнштейн предста­вил модель развития научной теории, важнейшим элементом ко­торой является представление о логическом скачке от эмпириче­ского материала к исходным положениям (аксиомам) конструи­руемой теории. Природа этого логического скачка до сих пор неясна, в связи с чем и появился ряд моделей, интерпре­тирующих данный феномен, среди которых присутствует и мо­дель Дирака, связывающего этот скачок с красотой. В модели Дж. Холтона данный логический скачок совершается на основе тематических предпочтений исследователя, выступая своеобраз­ным фильтром, пропускающим лишь такой скачок от эмпирии к аксиомам, который отвечает ментальности субъекта. Анализи­руя процесс становления СТО А. Эйнштейна, Холтон зафикси­ровал его предпочтение использовать общие принципы физики, а не модельно-механистический подход. Они-то, согласно Холтону, и помогают проникнуть и понять индивидуальный меха­низм творческого процесса [Холтон, с. 120—149]. С моей точки зрения, данные тематические предпочтения исследователя, за­фиксированные Холтоном, и вводят гипотезы в поле надынди­видуального смысла строящегося и функционирующего научно­го знания. Однако надындивидуальный смысл не сводится толь­ко к ним, а включает ряд других параметров, выходящих в систему действия целостной системы методологических регулятивов и других параметров профессионального и социаль­но-культурного характера, напрямую завязанных на действии основных требований принципа красоты.

Страницы: 1 2 3 4 5

Август 28, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.