История формирования и суть принципа красоты

Методологический принцип красоты входит в состав прин­ципов организации, построения и функционирования теорети­ческого уровня научного знания вообще и физики в частности. Он помогает увидеть более глубокую взаимосвязь физики с фи­лософией, гуманитарными науками, искусством, стимулирует развитие теоретического уровня знания. Его действие стало по­нятным лишь с появлением неклассической теоретической физики XX в. Одним из пионеров современной науки, рассмат­ривающим «внутреннее совершенство» и красоту физических теорий как критерий хороших теорий с позиций не психологиче­ского, а рационального, логического обоснования, был А. Эйн­штейн. После создания им специальной (СТО) и общей (ОТО) теорий относительности на категории совершенства и красоты стали смотреть несколько иными глазами. Ученые стали заме­чать, что физические теории подчиняются целостной системе методологических требований, среди которых важную роль иг­рает принцип красоты. Попытаемся вкратце проанализировать его природу (более детальное описание можно найти в работах автора [Котина, 2004; 2002].

К принципу красоты осознанно и неосознанно обращались крупнейшие математики, астрономы, физики с древнейших вре­мен — Пифагор, Аристотель, Евклид, Эвдокс, Птолемей, Архи­мед, Ибн Сина (Авиценна) и многие другие. Однако научное философское осмысление принципа красоты началось достаточ­но поздно (поэтому-то он до сих пор входит в разряд «претен­дентов» на статус методологического принципа). Принцип кра­соты до начала XX в. существовал в основном как интуитивно очевидный компонент культуры, к которому обращаются мате­матики и естествоиспытатели в своей конкретно-научной дея­тельности. Но сама практика развития научного знания вынуж­дает исследователей обратиться к более пристальному и глубоко­му анализу проблемы взаимоотношения науки и эстетических критериев — красоты и принципа красоты. В связи с решением ряда проблем в математике и физике, начиная со второй полови­ны XIX в. и особенно в XX в., возрос интерес к анализу роли кра­соты и принципа красоты в движении и росте научного знания. Работы А. Пуанкаре, П. Дирака, А. Эйнштейна, Г. Вейля, В. Гейзенберга, А.Б. Мигдала и других математиков и физиков обрати­ли внимание на роль красоты и принципа красоты в научном творчестве, создании научной гипотезы, научной теории, а так­же на их нетривиальное значение в выборе и сравнении научных теорий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Август 24, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.