Основные философские подходы к сущности жизни

Среди этих подходов можно выделить два полностью проти­воположных: витализм и редукционизм. В самом широком по­нимании витализм утверждает, что специфика живого определя­ется наличием особого фактора, особого начала, которое несводимо к тем принципам, которые лежат в основе неживой Природы. Согласно редукционизму жизнь можно полностью объяснить ее физической и химической организацией.

Раньше всего появился витализм, его родоначальником является Аристотель, который утверждал, что основа живых орга­низмов, их возникновения, развития и функционирования — нематериальная душа (псюхе), являющаяся формой живого тела [Аристотель]. Согласно Аристотелю, все вещи представляют со­бой соединение формы и материи. Материя — то, из чего вещь состоит, а форма — ее суть, то, что делает вещь именно тем, чем она является. Материя — возможность, форма — действитель­ность (по-гречески — энтелехия). Формы вечны, не возникают и не разрушаются, существуют вне пространства и времени. По Аристотелю, душа по отношению к живому организму является одновременно формальной, движущей и целевой причиной. Ду­ша есть образ и смысл живой организации; одновременно она источник ее формирования, развития и деятельности, а также цель, ради которой возникает телесная организация живого ор­ганизма из неживой материи. Выступая в роли причин жизни, душа управляет материальными процессами, посредством кото­рых возникает и существует организм. Благодаря Аристотелю в биологии укоренилось представление о целесообразности живо­го, которое получило название «телеология» (от греческого слова «телос» — цель).

В виталистической традиции, идущей от Аристотеля, осно­вой жизни является нематериальное организующее начало (в различных смыслах этого слова — невещественное, идеальное, духовное и т. д.). Эта традиция господствовала в биологии вплоть до эпохи Нового времени. В XVII в. возникает механи­цизм. Механицисты уподобляли все организмы и тело человека (душу человека они считали бессмертной и нематериальной) ма­шинам, отличающимся особой тонкостью и сложностью мате­риальной организации, которая сотворена в готовом виде Богом. При этом, по мнению механицистов, функционирование живых организмов можно полностью объяснить с помощью физики и химии. Такой подход, по сути отрицающий фундаментальную, не сводимую к чему-либо другому специфику жизни, позже по­лучил название редукционизма. Среди биологов механицисты преобладали до середины XVIII в.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Сентябрь 4, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.