Эмпиризм

Если Р. Декарт является основоположником рационализма Нового времени, который видит основания науки в разуме и об­разцом науки считает математику, то Ф. Бэкон (1561—1626) и Дж. Локк (1632—1704) являются основателями эмпиризма, про­тивостоящего рационализму.

Бэкон, так же как античные философы и Декарт, признает, что «чувства неизбежно обманывают», но если рационалисты в качестве преодоления этого обмана предлагают обратиться не­посредственно к «свету разума», то Бэкон для этой цели предла­гает использовать опыт, полагая, что «тонкость опытов намного превосходит тонкость самих чувств». «Хотя чувства довольно часто обманывают и вводят в заблуждение, — говорит Бэкон, — однако в союзе с активной деятельностью человека они могут давать нам вполне достаточные знания; и это достигается… бла­годаря экспериментам, способным объекты, не доступные на­шим органам чувств, сводить к чувственно воспринимаемым объектам…» [Бэкон, 1972, т. 1, с. 76, 299]. В этой опоре познания на опыт и состоит суть эмпиризма.

В своем «Новом органоне» Бэкон провозгласил, что новая наука должна исходить из опыта, а не из умозрений, но этот «све­тоносный» (т. е. ведущий к новым знаниям, а не к умениям) опыт далее должен быть соответствующим образом обработан с целью получения общих «аксиом» (так Бэкон называл теорети­ческие утверждения), из которых можно вывести много следст­вий, включая новые «плодоносные» опыты, т. е. такие, которые могут быть с пользой применены людьми в обыденной жизни: «Ибо хотя мы более всего устремляемся в практике к действен­ной части наук, — говорит Бэкон, — однако мы выжидаем время жатвы… Ведь мы хорошо знаем, что правильно найденные ак­сиомы влекут за собой целые вереницы практических приложе­ний и показывают их не поодиночке, а целой массой» [Там же, т. 1, с. 79]. Центральную идею бэконовского эмпиризма очень хорошо передает бэконовская метафора пчелы: «Те, кто занима­лись науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпи­рики, подобно муравью, только собирают и довольствуются соб­ранным. Рационалисты, подобно паукам, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменя­ет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное де­ло философии» [Там же, т. 2, с. 58], которое состоит в «искусстве указания». «Это искусство указания… может вести либо от экс­периментов к экспериментам, либо от экспериментов к ак­сиомам, которые в свою очередь сами указывают путь к новым экспериментам. Первую часть мы будем называть научным опы­том… вторую — истолкованием природы или Новым Органо­ном… (имея в виду правильный метод для исследования приро­ды. — А.Л.)» [Там же, т. 1, с. 299]. Суть последней составлял метод истолкования, или наведения, т. е. индукции, который се­годня называют методом эмпирической индукции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Сентябрь 8, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.