Онтологическая фундаментальность физики (оппозиция редукционизма и антиредукционизма)

По существу, положения, развитые в предыдущем разделе, уже касались проблематики, которая будет рассматриваться в настоящем разделе. Концепция монофундаментальности, о ко­торой шла речь, на несколько другом языке может быть названа концепцией редукционизма, — различие здесь в ракурсе, под ко­торым рассматривается проблема. В предыдущем разделе она рассматривалась под эпистемологическим углом зрения, а здесь будет рассматриваться как проблема онтологическая, т. е. как проблема, касающаяся строения реальности, так сказать, уст­ройства окружающего нас мира.

Прежде всего разберемся, что следует понимать под редук­ционизмом. В советской философии эта проблема часто обсуж­далась в связи с развитой Энгельсом концепцией форм движе­ния материи. В концепции Энгельса, на наш взгляд, были как верные моменты, так и неверные. Безусловно верным представ­ляется тезис о движении как способе существования материи и выделении различных структурных уровней организации мате­рии (названных Энгельсом формами движения материи). В диа­лектическом материализме советских времен основное внима­ние акцентировалось на подчеркивании качественной специ­фичности высших форм движения (биологической по сравнению с химической, химической по сравнению с физиче­ской). Подчеркивалось, что, скажем, в химической форме дви­жения физическая форма играет побочную роль, а основное со­держание поставляется химией. Стремление объяснить главные особенности химических процессов на базе физических законов клеймилось как редукционизм, т. е. сведение высшего к низше­му, сложного к простому, целого к элементам и т. д. Для боль­шей убедительности редукционизм еще клеймился как механи­цизм, как сведение всего и вся к механике.

Страницы: 1 2

Сентябрь 14, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.