Естественные науки и культура

По общему мнению, современная цивилизация носит техно­генный характер. Это означает, что в системе этой цивилизации наука занимает одно из ведущих мест. Бесспорным является ве­дущая роль науки (прежде всего естествознания) в развитии ма­териально-технического базиса современной цивилизации. Все, что нас окружает, было бы невозможно без развитой системы научного знания. В отличие от ремесленной техники античного и средневекового общества современная техника была бы невоз­можна вне ее научного фундамента. Даже несколько неловко приводить аргументы в пользу этого тезиса: атомная промышлен­ность и энергетика, современный транспорт, химическая про­мышленность, электроника, биотехнология и медицина, телеви­дение и Интернет и т. д. и т. п. — все это немыслимо без науки.

Признание ведущей роли науки в создании и функциониро­вании материально-технического базиса цивилизации, по-види­мому, не должно вызывать возражений. Горячо обсуждается (а часто и осуждается) тезис о месте науки в системе культуры. Приходится встречаться с крайними утверждениями о том, что Наука вообще чуть ли не враждебна культуре, что она нужна лишь для функционирования материально-технического базиса Цивилизации и не должна претендовать на какую-то общекультурную роль.

Попробуем разобраться в этом. На наш взгляд, одним из воз­можных ракурсов, под которым можно рассматривать развитие человечества, является рассмотрение этого развития под углом зрения доминирования в общей системе культуры тех или иных мировоззренческих характеристик. На первых этапах такой до­минантой являлась система религиозно-мифологических пред­ставлений. Следующим этапом (во всяком случае, для европей­ской ойкумены) явилась античная цивилизация, для которой та­кой доминантой можно считать философию. Третий этап связан с крушением античной цивилизации и наступлением эпохи Средних веков. Здесь доминантой выступает религиозное (для европейской ойкумены) христианское мировоззрение.

Уже здесь напрашивается возражение, связанное с обвине­нием подобного подхода в так называемом европоцентризме: а где же в этой схеме Древний Восток, Индия, Китай (а можно еще добавить цивилизацию майи, инков, ацтеков)? Дело в том, что изложенная выше схема носит, конечно, в достаточной сте­пени искусственный характер. Это взгляд на предшествующую историю с точки зрения сегодняшнего дня. С этой позиции со­временная цивилизация является по своим доминирующим характеристикам цивилизацией в определенном смысле евро­пейской. Сказанное отнюдь не следует понимать в смысле отри­цания самобытности и ценности исламской, китайской, индий­ской цивилизаций, а лишь в том смысле, что все эти цивили­зации усваивают и каждая по-своему преломляет ставшие глобальными характеристики, возникшие и получившие разви­тие в рамках европейской цивилизации.

Страницы: 1 2

Август 19, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.