Возвращение к вопросу об отличии гуманитарного знания от естественно-научного

Мы начали эту главу с рассуждений о том, что гуманитарное знание принципиально отличается от естественно-научного. Мы рассмотрели искания в области методологии гуманитарных наук. Теперь самое время вспомнить, что, пока они осуществля­лись, изменилась и философия точного естествознания. Поэто­му вопрос о специфике гуманитарного познания приобретает новое звучание. Некогда требовалась защита права гуманитар­ных наук на то, чтобы отличаться от естественных и тем не менее быть науками, потому что, как считалось, естественные науки владеют методами (экспериментирование, математическая обра­ботка), которые делают их утверждения объективными и неоп­ровержимыми, тогда как гуманитарные науки не пользуются этими методами.

Однако выводы постпозитивистской философии науки по­казывают, что, при всем принципиальном отличии их предмета, гуманитарные науки не «хуже» и не «ниже» точного естествозна­ния.

В самом деле, если процедура интерпретации, характерная для гуманитарных наук, остается в герменевтическом круге, то не остается ли естественно-научная теория в круге обоснования гипотезы экспериментом, а эксперимента — гипотезой?

Если гуманитарное познание и понимание человека в ходе истории претерпевают резкие исторические деформации и пере­стройки, при которых меняется само понимание предмета, то Т. Кун представляет развитие точных естественных наук как по­следовательность несоизмеримых между собой парадигм.

Если позиция исследователя-гуманитария неизбежно «нагру­жена» его «предпониманием», обусловленным его собственной жизненной позицией, психологией, социальными интересами и пристрастиями, то современная философия науки показывает, что идеи ученых и решения научного сообщества испытывают немалое влияние «предвзятых позиций», интересов, мировоззре­ния. Например, Фейерабенд показывает, как мировоззрение возрожденческого гуманизма подталкивает Галилея к призна­нию истинности коперниканства еще до того, как у него оказы­ваются свидетельства в пользу гелиоцентризма.

Постпозитивистская философия науки показывает, что тео­рии точного естествознания являются человеческими конструк­циями, несущими печать той эпохи и той культуры, которая их породила. Поэтому становится ясным, что естествознание и гуманитаристика должны существовать и развиваться бок о бок, не Претендуя на приоритетность в плане объективности.

Сентябрь 17, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.