Мишель Фуко: «игры истины» и «власть—знание»

Одной из тенденций постструктурализма является рассмот­рение вместо власти анонимных структур — реальных властных отношений. Власть функционирует на всех уровнях отношений в обществе. Именно она порождает те якобы анонимные струк­туры, которые, оставаясь неосознанными, управляют текстами, речью, поведением человека. Такова, например, позиция Мише­ля Фуко (1926-1984).

В центре внимания Фуко находились науки о человеке. Это не совсем то же, что гуманитарные науки, ибо науками о челове­ке являются также медицина или психиатрия, однако идеи Фуко наложили свой отпечаток и на методологию гуманитарного по­знания.

Фуко принадлежит одна загадочная фраза о том, что в буду­щем, когда изменится характер познания и культуры, «человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке» [Фуко, 1977, с. 487]. Как нам понять столь экстравагантное ут­верждение? Речь идет о том, что «человек» — это не «вещь сама по себе», а то, что мы сейчас вкладываем в это понятие. Отсюда мы сможем понять утверждение Фуко, что «человек» возник в определенную историческую эпоху. А «гуманитарные науки по­явились в тот момент, когда в западной культуре появился чело­век…» [Там же, с. 440]. Соответственно, когда эта эпоха закон­чится и сложится новая, «человек исчезнет».

Но почему мы должны думать, что эта эпоха закончится исчезновением ее основных представлений? Не является ли ка­ждая последующая эпоха в развитии человеческой мысли даль­нейшей разработкой понятий и идей, которые удалось развить предшествующей эпохе? С точки зрения Фуко дело обстоит со­вершенно не так. Отдельные эпохи человеческой культуры обла­дают своими собственными структурами, в рамках которых опре­деляются все принадлежащие им понятия и представления. Эти структуры каждый раз определяют условия возможности мне­ний, учений, проблем и дискуссий.

Они возникают в истории и через некоторое время исчезают без следа, уступая место другим структурам, в рамках которых те

слова (например, человек, язык, мышление, безумие и др.) будут означать уже нечто иное.

Фуко является страстным защитником утверждения, что ис­тория идей и знаний является дискретной (дисконтинуальной, разрывной). В философии науки родственный подход представ­лен, например, в книге Т. Куна «Структура научных революций». У Куна история науки предстает не как непрерывное развитие и приращение определенных традиций, но как смена периодов кумулятивного развития и научных революций, в ходе которых меняются теории, образцы решения проблем, преобра­жаются методологические нормативы, картины мира и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Сентябрь 13, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.