Рационализм

Р. Декарт (1596—1650) в основу правильного мышления (по­знания) кладет «принцип очевидности» (или «достоверности»), состоящий в том, что основание знания, претендующего на дос­товерность, должно быть очевидным, т. е. ясным и отчетливым. В своем «Рассуждении о методе» он формулирует ряд правил. «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью… включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению» [Декарт, с. 260] — так звучит основополагающий рационалистический принцип Декарта. Начинать с простого и очевидного — первое правило декартовского метода. Далее из этого простого и очевид­ного положения путем дедукции получают многочисленные следствия, составлявшие теоретические научные утверждения (|второе правило), действуя при этом так, чтобы не было упущено ни единого звена (третье правило).

Другое основополагающее положение Декарта состоит в уче­нии о двух субстанциях — мыслящей духовной и протяженной материальной. Понятие субстанции считается у рассматривае­мых здесь рационалистов одним из важнейших. Декарт опреде­ляет субстанцию как то, что может существовать само по себе, не нуждаясь ни в чем другом, кроме сотворившего ее Бога.

В духовной субстанции наряду со средствами для реализации дедукции {второе правило) содержатся и «врожденные идеи», обеспечивающие выполнение первого правила. «Нематериаль­ная субстанция (т. е. мыслящая духовная. — А.Л.) имеет в себе, согласно Декарту, идеи о некоторых вещах. Эти идеи присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому их стали на­зывать врожденными, хотя сам Декарт чаще говорит, что они вло­жены в нас Творцом. Прежде всего к ним относится идея Бога как существа всесовершенного, затем идеи чисел и фигур, а так­же некоторые общие понятия, как, например, известная аксио­ма: «если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», или положение: «из ничего ничего не происходит». Это — вечные истины, «пребы­вающие в нашей душе и называемые общим понятием или ак­сиомой»…» [Гайденко, 2000, с. 122]. Такие идеи, которые Декарт считает «врожденными», даны разуму «интеллектуальной интуи­цией».

Страницы: 1 2 3 4 5

Август 25, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.