Введение в специфику гуманитарных наук

Специфика гуманитарных наук по сравнению с точным естествознанием очевидна. Любой физик или математик, сталки­ваясь с историей, культурологией, литературоведением, сразу ощущает, что эти дисциплины «какие-то не такие». Ему броса­ется в глаза дефицит точности, проверяемости, объективности. Но с чем это связано? Ответ на данный вопрос позволит дать ответ и на другой вопрос: должны ли гуманитарные науки пере­строиться и уподобиться точному естествознанию, или их осо­бенность обусловлена самим их предметом и должна сохранять­ся и впредь? Этот вопрос в XIX—XX вв. не раз становился те­мой оживленных дискуссий. Позитивисты — от Конта до Карнапа и Нейрата — утверждали, что есть только один образец научности и только одна научная методология. Ее воплощением является физика. Философия жизни, неокантианство, феноме­нология, экзистенциализм, философская герменевтика защи­щали особый характер гуманитарного познания, обусловлен­ный самим его предметом.

Но что же является предметом гуманитарных наук? Часто говорят, что гуманитарные науки — это науки о человеке. Одна­ко такое утверждение некорректно. Теоретическая медицина физиология высшей нервной деятельности тоже изучают Человека, однако относятся не к гуманитарным, а к естественным наукам. А гуманитарные науки изучают творения челове­ческого духа. В немецкой философской традиции для них и ис­пользовалось название «науки о духе».

К творениям человеческого духа относятся произведения ис­кусства, язык, социальные институты и т. д. В то же время соци­альные институты изучаются и социальными науками, такими, как экономика и социология. Они отличаются от гуманитарных наук и ориентируются на методологические стандарты научно­сти, родственные стандартам точного естествознания: использу­ют количественные показатели, математические модели, стре­мятся делать обобщения и предсказания.

Пытаясь очертить сферу гуманитарных наук, мы должны учесть, что грани между науками нечетки и, главное, меняются на наших глазах. Например, психологию сейчас относят не к гу­манитарным, а к естественным наукам. Однако в ней появляют­ся направления, например гуманистическая психология, кото­рые ближе к наукам гуманитарным. Языкознание является клас­сическим примером гуманитарной науки, но математическая лингвистика уже перестает быть таковой. Хотя социология сей­час не является гуманитарной наукой, но такое направление, как «понимающая социология», сознательно стремится вернуть со­циологии гуманитарный характер. История науки долгое время рассматривалась как вотчина профессиональных ученых; напри­мер, история математики была специальностью внутри дисцип­лины «математика», и то же относилось к другим наукам. Одна­ко в последние десятилетия утверждается самостоятельный и гу­манитарный статус истории науки.

Страницы: 1 2

Август 26, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.