Уточнение описания «нормальной науки»

Теперь сравним объектную теоретико-операциональную мо­дель с куновской моделью. В первой есть два типа идеальных объектов: «первичных» (ПИО) и «вторичных» (ВИО), обуслов­ливающие наличие двух типов работы (фаз развития) в науке: по созданию новых ПИО (ПИО-тип) и по использованию уже имеющихся ПИО при создании ВИО для моделирования-объяс­нения и моделирования-предсказания различных явлений или построения картины мира (ВИО-тип). Сравним эти две фазы с куновскими определениями «научной революции» и «нормаль­ной науки».

ВИО-фаза очень похожа на куновскую «более глубокую раз­работку парадигмы», отвечающую нормальной науке. Поэтому возникает естественное отождествление куновской нормальной науки с ВИО-фазой развития раздела физики, а куновской пара­дигмы — с ЯРН. При этом куновскому «впечатлению, будто бы природу пытаются «втиснуть» в парадигму, как в заранее сколо­ченную коробку… явления, которые не вмещаются в эту короб­ку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду» [Кун, 2001, с. 50], следует сопоставить типичное для ВИО-типа работы огра­ничение («втискивание») моделирования явления рамками су­ществующих ПИО. В этом случае мы сопоставляем парадигму с ядром раздела науки» (ЯРН) соответствующего раздела физики[3]и соответственно можем четко описать парадигму (во всяком случае, ее основную часть) для данного раздела физики.

Основываясь на этом сопоставлении, рассмотрим два весьма ярких момента в дополнительном описании «нормальной нау­ки», вызывающих естественное и справедливое неприятие у многих представителей естественных наук.

Во-первых, это касается метафоры «решения головоломок» для пояснения сути «нормальной науки». Следует указать на ее неадекватность. Из теоретико-операциональной модели для фи­зики (и химии) видно, что ученые занимаются не «решением го­ловоломок» типа игры в восстановление разрезанных картинок (детские игры в пазлы), имеющие «гарантированное решение», как утверждал Кун [Там же, с. 65, 67], а составлением разнооб­разных моделей явлений из ПИО (напоминающую детскую игру в конструктор, где из небольшого набора элементов-деталей собира­ются разнообразные конструкции). Результатом такого творчества может быть создание существенно новых теорий, за которые при­суждают Нобелевские премии. Например, построение теорий сверхтекучести и сверхпроводимости в рамках квантовой механики относится к такому типу теорий. Это весьма существенная поправ­ка, но она не затрагивает сути куновской модели, ее ядра, образуе­мого, как было сказано, системой четырех понятий: «парадигма», «сообщество», «нормальная наука», «научная революция».

Страницы: 1 2

Сентябрь 1, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.