Различие «фундаментальной» и «прикладной» науки

Представленная здесь картина относится к «фундаменталь­ной» («академической») науке. Кроме того, мы отнесем к фунда­ментальной науке отдельные задачи и целые подразделы физи­ки, которые возникают на основе этих разделов физики вне за­висимости от решения технических задач. Выделенная таким образом фундаментальная наука развивается в ходе решения возникающих внутри нее проблем.

Действительно, если мы обратимся к истории физики XIX—XX вв., то увидим, что существенное прямое влияние тех­ники на формирование нового раздела физики имеет место только в случае термодинамики, где такие фундаментальные для нее элементы, как второй закон термодинамики, цикл Карно и следующее из них понятие энтропии, вызваны развитием паро­вых машин в ходе промышленной революции XIX в. Но это исключение. Электродинамика, статистическая физика, специ­альная и общая теории относительности, квантовая механика рождаются из решения проблем, возникающих внутри «акаде­мической» и «университетской» физики, не испытывая прямого воздействия со стороны развития техники. Военно-промышлен­ный интерес в Германии к спектроскопическим исследованиям, конечно, дал богатый материал для становления квантовой ме­ханики, но его нельзя рассматривать как принципиальное пря­мое влияние. Проблемы спектра излучения черного тела, фото­эффекта, неустойчивости электромагнитной версии планетар­ной модели атома — три из четырех главных проблем, из решения которых возникает старая квантовая теория, — рожда­ются внутри фундаментальной физики. Внутри фундаменталь­ной физики используется и материал спектроскопических ис­следований. Не из технических задач возникают и «Математиче­ские начала натуральной философии» Ньютона и теория падения тел Галилея. (Галилей решал задачу, поставленную еще Аристотелем, Ньютон строил теорию, объясняющую законы движения планет Кеплера.)

Возникающие в ней ПИО и некоторые ВИО вовлекаются в «прикладные исследования», образующиеся вокруг соответст­вующих «технических» задач в инженерной практике. Эти при­кладные исследования могут организоваться в «прикладную нау­ку» (пример такого процесса дает формирование «физики маг­нитных жидкостей», разобранное в [.Липкин, 2005]). Этот про­цесс типичен для эпохи научно-технической революции, где плотность прикладных исследований резко возрастает. Возмо­жен и другой путь формирования прикладной науки, когда не­который подраздел фундаментальной науки находит техниче­ское применение (возможно, что такой пример дает упоминав­шаяся выше магнитная гидродинамика, возникшая в 1940-х гг. как результат пересечения гидродинамики и электродинамики, а позже ставшая основой теории плазмы в рамках проекта разра­ботки управляемой термоядерной реакции).

Страницы: 1 2 3 4 5

Сентябрь 16, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.