Основные направления метафизики Нового времени

Наука находится в центре внимания главных философских направлений XVII—XVIII вв., служащих фундаментом, на кото­ром в XIX—XX вв. строится философия науки. Основные облас­ти философии этого времени — онтология и гносеология. Онто­логия (от греч. ontos — сущее и logos — слово, понятие, учение) — «учение о бытии как таковом», «знании об истинно существую­щем», раздел философии, изучающий фундаментальные прин­ципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего» [Доброхотов, 1983, с. 458]. Гносеология (позже стал употребляться термин «эпистемология») в переводе с греческого «теория позна­ния», «раздел философии, в котором изучаются проблемы по­знания и его возможностей, отношения знания к реальности» [Лекторский, с. 678]. Эти две области философии тесно связаны с понятием метафизики, которое будет нам часто встречаться. Метафизика (от греч. meta ta physika — после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Это понятие по­является в связи с систематизацией произведений Аристотеля. «Аристотель, — пишет A.Л. Доброхотов, — построил классифи­кацию наук, в которой первое по значению и ценности место за­нимает наука о бытии как таковом и о первых началах и причи­нах всего сущего, названная им «первой философией»… В отли­чие от «второй философии» или физики «первая философия» (названная впоследствии метафизикой) рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы… Ме­тафизика, по Аристотелю, является самой ценной из наук, суще­ствуя не как средство, а как цель человеческой жизни и источ­ник наслаждения. Античная метафизика явилась образцом мета­физики вообще… Метафизика Нового времени… сделала объектом своего исследования природу… Формально оставаясь «царицей наук», метафизика испытала влияние естествознания, достигшего в этот период выдающихся успехов… Основная черта метафизики Нового времени — сосредоточенность на вопросах гносеологии, превращение ее в метафизику познания (в Антич­ности и Средние века она была метафизикой бытия)» [Доброхо­тов, с. 362].

В метафизике Нового времени выделяются две пары проти­востоящих друг другу направлений: в гносеологии — рациона­лизм и эмпиризм, в онтологии — органицизм и механицизм.

Основы механицизма (по сути — физикализма) были четко сформулированы великим французским математиком и физи­ком П. Лапласом (1749—1827). Эта позиция имеет несколько ас­пектов. Во-первых, всеобщий детерминизм, отрицающий сво­бодную волю: «Всякое имеющее место явление связано с пред­шествующим… мы должны рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие ее предшествующего состояния и как причину последующего», «Воля, самая свободная, не может по­родить эти действия без побуждающей причины» (по сути, здесь все живое сводится к сложной машине, предполагающей в каче­стве источника активности некую внешнюю силу). Во-вто­рых, — отрицание случайности — случайность есть «лишь про­явление неведения, истинная причина которого — мы сами» [Лаплас, 1908, с. 8-9].

Страницы: 1 2

Август 18, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.