Модель науки Т. Куна. Дополнительные понятия

Наряду с описанными выше понятиями, при конкретизации и применении этой модели к истории науки Кун вводит дополни­тельные («надстроечные») пояснения и понятия, такие, как: ано­малия, кризис и др. Это помогает понять, как реализуется в ис­тории науки куновская модель функционирования и развития науки, наполнить исходные понятия более конкретным содер­жанием и сделать их более ясными. Некоторые из этих уточне­ний и конкретизации являются спорными (это частично обсуж­дается в гл. 8), но это никак не перечеркивает основу куновской модели, которая будет работать даже в случае, если любой из этих дополнительных элементов надстройки будет оспорен.

То же можно сказать и о его попытках конкретизировать по­нятие парадигмы с помощью понятия дисциплинарной матрицы: «Что объединяет его (сообщества специалистов) членов?.. Уче­ные сами обычно говорят, что они разделяют теорию или мно­жество теорий… Однако, — справедливо замечает Кун, — тер­мин «теория» в том смысле, в каком он обычно используется в философии науки, означает структуру значительно более огра­ниченную по ее природе и объему, чем структура, которая требу­ется здесь… С этой целью я предлагаю термин «дисциплинарная матрица»: «дисциплинарная», потому, что она учитывает обыч­ную принадлежность ученых-исследователей к определенной дисциплине; матрица — потому, что она составлена из упорядо­ченных элементов различного рода… Все или большинство из предписаний из той группы предписаний, которые я в первона­чальном тексте называю парадигмой, частью парадигмы или как имеющую парадигмальный характер, являются компонентами дисциплинарной матрицы. В этом качестве они образуют единое целое…» [Там же, с. 234]. Что же, с точки зрения Куна, представ­ляют собой компоненты этой дисциплинарной матрицы? Во-первых, это «символические обобщения», примерами которых являются F = ma, I
= V/R, «действие равно противодействию». Благодаря им ученые «могут применять мощный аппарат логи­ческих и математических формул… Эти обобщения внешне на­поминают законы природы». Могут они выступать и «в роли определений… Второй тип компонентов, составляющих дисцип­линарную матрицу… я называю «метафизическими парадигма­ми»… Я здесь имею в виду общепризнанные предписания, такие, как: тепло представляет собой кинетическую энергию частей… как убеждения в специфических моделях… спектра концепту­альных моделей, начиная от эвристических и кончая онтологи­ческими моделями… В качестве третьего вида элементов дисци­плинарной матрицы я рассматриваю ценности… Вероятно, наи­более глубоко укоренившиеся ценности касаются предсказаний: они должны быть точными… К четвертому типу компонентов относится конкретное решение проблемы… Все физики, напри­мер, начинают с изучения одних и тех же образцов: задачи — на­клонная плоскость…» [Там же, с. 234—240].

Страницы: 1 2 3 4

Сентябрь 7, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.