ЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНК­ЦИЯ

ЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНАЯ ФУНК­ЦИЯ. Знание – центральное понятие эпис­темологии, т. е. науки о знании. В частно­сти, эпистемология изучает объективные критерии наличия или отсутствия знания, ус­ловия и способы его существования. В со­временной философии большой вес имеет эволюционная эпистемология. Она исследу­ет процесс возникновения и изменения (эво­люции) знания, условия его прогрессивно­го развития, роль эволюции знания в ходе эволюции человеческого общества. Однако употребление слова «знание» в современной литературе по философии науки, логике, методологии и истории ее развития каче­ственно отличается от употребления этого слова в античной метафизике. В древнегре­ческой философии Пифагора, Парменида, Платона и др. слово «знание» обозначало нечто абсолютное, неизменное. Термины «знание» и «истинное знание» были сино­нимами. Истина считалась неизменной, аб­солютной. Словосочетания «изменение ис­тины», «изменение знания», «относительная истина», «относительное знание» восприни­мались как нонсенс типа «круглый квадрат», как недоразумения (неправильные слово­употребления). Относительность и измен­чивость считались свойствами не знания (episteme), но мнения (doxa). Согласно ан­тичной метафизике именно мнения и толь­ко они могут претерпевать процесс непрерыв­ного изменения. С точки зрения Платона, словосочетание «эволюционная эпистемо­логия» – бессмыслица типа «горячий лед». К. Р. Поппер, систематически развивая эво­люционную эпистемологию, подверг Пла­тона жесткой критике, отверг метафизичес­кую традицию употребления слова «знание». При этом он систематически употреблял это слово в таком значении, которое вполне до­пускает и даже с необходимостью предпо­лагает существование эволюционной эпис­темологии. Однако если исходить из того, что в естественном языке нет «единственно верных» значений слов, а есть множество разных способов их употребления, реали­зующихся с той или иной исторически из­меняющейся вероятностью (частотой), то следует признать тенденциозную позицию К. Р. Поппера вариантом догматизма. Нали­чие качественно различных значений (тра­диций употребления) слова «знание» в ис­тории языка – факт.

Август 15, 2011 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.