ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ РАЦИО- НАЛЬНОСТЬ. Классическая научная раци­ональность – это ориентация ученого на до­стижение безличного, всеобщего, доказа­тельного, однозначно понимаемого знания. Классическая научная рациональность не содержит ничего от личности ученого, от его субъективных пристрастий и ценност­ных установок.

Знание восточного мудреца имеет цен­ностное измерение, обозначает не только природный, но и социальный и этический закон.

Европейская наука ориентирована на от­крытие всеобщих законов, универсальных по сфере действия теорий. Восточная наука центрирована на уникальное, неповторимое, единичное – и в этом плане она описатель­на и эмпирична. Этому есть объяснение: все­общие законы давно известны совершенно мудрым, поэтому задача восточного учено­го понять, как преломляются и конкретизу – ются всеобщие законы космоса, каким но­вым содержанием наполняются они в зави­симости от типа исследуемого предмета, места и времени его существования.

Способы доказательства в рамках евро­пейской и восточной науки также различа­ются. Идеал теоретического доказательства на Западе воплощает математика – ее «дис­курсивный линейный вывод» носит при­нудительный характер; сама ориентация на принудительный характер знания сегод­ня представлена в постмодернистских вари­ациях на темы «власти дискурса и дискурса власти».

Восточной научной традиции свойствен­но «имманентное доказательство», когда ис­тина не навязывается помимо нашей воли, а подлинное принятие истины возможно че­рез ее внутреннее проживание, когда внеш­нее согласие требует согласия с глубинами собственного существа.

Западные и восточные полюса научного знания начинают сходиться в третьем тыся­челетии, хотя эта тенденция проявила себя уже в XX в. Это просматривается в работах западных авторов – К. Г. Юнга, Э. Фромма, Ф. Капра, а также в работах наших ученых – А. В. Иванова, М. А. Мамоновой, Е. Н. Мо – лодцовой и Т. В. Григорьевой.

Л. Е. Даниленко

Август 7, 2011 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.