ЗАКОН. ЗАКОНЫ НАУКИ

ЗАКОН. ЗАКОНЫ НАУКИ. Закон – одно из ключевых понятий теоретического мыш­ления. В диалектической философии оно относится к числу категорий, или предельно общих понятий, выражающих содержание как бытия, так и мышления. В марксистской материалистической диалектике понятие за­кона выражает устойчивую определенность содержания, которая постоянно воспроизво­дится в движении предмета. В зависимости от соотношения устойчивости содержания и его предметной динамики выделяются за­коны организации, функционирования и раз­вития. Как и в диалектике Г. Гегеля, в мате­риалистической диалектике строгого разли­чения физических и логических способов бытия закона не проводится, а универсаль­ные законы диалектики (противоречия, вза­имосвязи количественных и качественных изменений, отрицания), относимые к выс­шим законам развития, рассматриваются как тождественные и в своем физическом, бытий­ном существовании, и в своей представлен­ности в мышлении человека. С этой точки зрения общность (тотальность) и необходи­мость в качестве объективных характерис­тик закона потому и возможны в логическом смысле, что действительны в онтологичес­ком – как не просто связь между явления­ми, а связь явления с сущностью, существен­ная связь.

В научном познании закон понимается как выражение необходимого и общего от­ношения между наблюдаемыми явлениями, напр., между заряженными частицами лю­бой природы (закон Кулона) или любыми телами, обладающими массой (закон тяго­тения) в физике. В различных направлени­ях современной философии науки понятие закона соотносят с понятиями (категориями) сущности, формы, цели, отношения, струк­туры. Как показали дискуссии в философии науки XX в., входящие в определение за­кона свойства необходимости и общности (в пределе – всеобщности), а также соотно­шения классов «логических» и «физичес­ких» (напр., у Р. Карнапа – эмпирических) законов, объективности последних по сей день относятся к наиболее актуальным и слож­ным проблемам исследования. До сих пор сохраняет актуальность средневековая дис­куссия между реалистами и номиналистами о статусе объективной необходимости зако­на как отношения, связи: эта необходимость носит только логический или вместе с тем онтологический характер? То же можно ска­зать относительно общего характера законо­мерной связи: это общее наличествует толь­ко «после вещи (post res)», как считали но­миналисты, или также «в вещи (in res)»? Ведь только в последнем случае мы можем говорить об объективном статусе законов науки. Убеждение в таком статусе законов присуще многим выдающимся естествоис­пытателям XX в. В письме М. Борну А. Эйн­штейн, сформулировав знаменитый афоризм о Боге, не играющем в кости, говорит о сво­ей вере в совершенное господство закона в мире объективной реальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Август 2, 2011 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.