ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ – 1) то, что в совокупности своих сторон, свойств и от­ношений противостоит субъекту познания; 2) все, что может быть описано как некото­рая органическая целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, что приводит к оп­ределению естественного через противопо­ставление естественного искусственному. Естественное и искусственное рассматрива­ются как категории, свидетельствующие о разных модусах существования объекта, для своего описания требующие привлече­ния бинарных, дуалистических схем, по­скольку существующая эпистемологическая ситуация связана с тем, что объектом иссле­дования являются не природные явления в их сопоставлении с человеческой техни­кой и культурой, а вторичные процессы «оестествления» и «оискусствления» в рам­ках самой деятельности. Понятие естествен­ного объекта как объективной данности ста­вится под вопрос, поскольку объект пони­мается как сконструированный сознанием, что снимает противопоставление объектов на естественные и искусственные, – природ­ные объекты рассматриваются сквозь при­зму человеческой размерности. Постулиру­ется онтологическая двойственность систем как искусственно-естественных образова­ний (Г. П. Щедровицкий), дуализм фактов и норм, тем самым постулируется взаимная независимость феноменальных и норматив­ных описаний (К. Поппер).

Определение соотношения между конт­ролируемыми естественными процессами и искусственными воздействиями на систе­му является главным вопросом в практичес­кой деятельности субъекта, который должен каждый раз заново производить самоопре­деление по отношению к объекту, выделяя в нем естественные и искусственные компо­ненты. Следовательно, объект «сам по себе» не может являться естественным или искус­ственным, но оформляется в качестве тако­вого в зависимости от позиции, занимаемой субъектом по отношению к объекту. В опре­делении объекта граница естественное/ис­кусственное не является субстанциональной или абсолютной, она зависит от самоопре­деления исследователя и способа выделения объекта. Это приводит к пониманию есте­ственного объекта в контексте историческо­го рассмотрения онтологических, логичес­ких, эпистемологических, семиотических и антропологических аспектов. Следова­тельно, понимание естественного объекта вписано в контекст «понятийной сетки», ко­торая связана с той или иной научной кар­тиной мира, которая обусловливает стиль и способ научного мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Июль 26, 2011 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.