ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК – два полярных по своей сути про­цесса, происходящих в науке с к. XVIII в., из которых первый (дифференциация) свя­зан с обособлением и становлением новых областей научного знания (только в XIX в. появились такие науки, как логика и пси­хология), тогда как второй (интеграция) – с взаимовлиянием и взаимопроникновением относительно самостоятельных областей системы научного знания. Указанные про­цессы будут рассмотрены на примере есте­ственных и гуманитарных наук.

Дифференциация. Подразделение наук на естественно-научное и гуманитарное зна­ние зарождается в Новое время в период стремительного развития эксперименталь­ной науки в Европе. Оказывая существен­ное влияние на развитие материального производства, способствуя техническому прогрессу, прикладная наука отделялась от умозрительных рассуждений богословов, философов, гуманитариев, результаты дея­тельности которых не были связаны с про­изводственным процессом. Естествозна­ние – опытная наука о природе и человеке как природном существе – четко противопо­ставлялось гуманитарному знанию, объек­том изучения которого был человек как лич­ность, его духовное начало. Методологичес­ки науки о природе и науки о духе опирались на противоположные основания. Естество­испытателю необходимо объяснить окру­жающие явления. На основе наблюдений и экспериментов он формулирует общие за­коны, которым подчиняются все объекты его исследований. Гуманитария интересуют смысловые и ценностные детерминанты че­ловеческих поступков, индивидуальность, амбивалентность человеческой природы, многозначность всех проявлений человечес­кого духа, находящих отражение в филосо­фии, искусстве, литературе. Для него на пер­вый план выходит задача понимания, погру­жения в другую культуру, благодаря которым ему удается интерпретировать идеалы, по­мыслы, мотивы поступков людей в ту или иную историческую эпоху, увидеть движе­ние человеческого духа.

Объектом исследования для гуманитари­ев выступает человеческая индивидуаль­ность и уникальность, несводимая к незыб­лемым общим законам. Если естественные науки имеют дело с материальными пред­метами, доступными непосредственному или опосредованному наблюдению, то пред­ставители социально-гуманитарных наук осуществляют процесс познания через сово­купность знаковых, символических систем (тексты, произведения искусства), запечат­левших противоречивость человеческого духа. Принципиально неустранимое обсто­ятельство, заключающееся в невозможнос­ти сведения общественного бытия к опре­деленным закономерностям, нивелировке уникальности конкретного индивида или явления, рассматривалось как непреодолимое препятствие на пути взаимодействия есте­ственных и социально-гуманитарных наук.

Страницы: 1 2 3 4

Июль 18, 2011 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.