ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ НАУКИ

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ НАУКИ – все бо­лее усиливающийся процесс обращения на­уки к проблемам человека, а также построе­ние науки как деятельности с учетом лично­стных ресурсов ученого и исходя из того, что человек – высшая ценность.

В современной философии науки проис­ходит процесс переоценки ценности и роли науки в современном мире, а также поиск новых ориентиров и оснований для форми­рования мировоззрения XXI в. Под сомне­ние ставится миф о спасительной миссии науки, поскольку она не всегда решает по­ставленные перед ней задачи (прежде всего это касается неспособности науки найти возможность избавить человека от некото­рых заболеваний, в т. ч. рака, СПИДа и т. п.). С наукой связаны и негативные последствия прогрессивного развития цивилизации – т. н. глобальные проблемы, в т. ч. экологический кризис. Поэтому философия науки начина­ет переосмысливать как ценность самой на­уки, так и ценности, создаваемые ею.

Важнейшей сферой проявления гумани­таризации науки является сфера взаимодей­ствия методов социально-гуманитарного, естественно-научного и технического зна­ния. Возрастает интерес к гуманитарно-лич­ностным методам научной деятельности, разрабатываемым в контексте проблемати­ки понимания. Принцип понимания стано­вится все более значимым способом науч­ного анализа, обеспечивающим решение исследовательских задач не только в сфере социально-гуманитарного, но и естествен – но-научного знания. В таком случае мето­дология науки начинает рассматриваться в новой, познавательной ситуации – не про­сто как наука о методах, а как учение об ак­тивности субъекта познания, что является важнейшим фактором гуманитаризации на­уки. Широкое распространение принципа понимания в различных сферах исследова­тельской деятельности является одним из свидетельств сближения методов мышления естественных, социальных, гуманитарных и технических наук. Науки социально-гуманитарного профиля постепенно становятся лидерами (напр., экономика или психоло­гия), их формы и методы все больше приоб­ретают универсальное значение.

В широком смысле под гуманитариза­цией науки понимается усиление направ­ленности на человека как высшую ценность не только содержания различных дисцип­лин, но также форм организации и условий научно-исследовательской деятельности, а также преодоление технократических тенденций, противоречащих потребностям и всестороннему, свободному развитию лич­ности. Этот процесс включает в себя, во-первых, все более полное использование резуль­татов и потенциальных возможностей науки в целях обеспечения благополучия всех лю­дей; во-вторых, совершенствование самой науки с целью создания условий, в наиболь­шей степени отвечающих самореализации и увеличению творческого потенциала ра­ботающих в этой сфере. Резервы развития науки следует искать в том числе и в самих людях, – без использования и учета их лич­ностных ресурсов дальнейшее усовершен­ствование и развитие науки оказывается невозможным.

Страницы: 1 2

Июль 8, 2011 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.