Модель науки Т. Куна. Ядро модели

Концепция Томаса Куна (1922—1995) вырастает в споре с К. Поппером и его последователями (И. Лакатос и др.). Пафос ее состоит в том, что ни верификационизм логических позити­вистов, ни фальсификационизм Поппера не описывают реаль­ной истории науки. «Вынесение приговора, которое приводит ученого к отказу от ранее принятой теории, — говорит Кун, — всегда основывается на чем-то большем, нежели сопоставление теории с окружающим нас миром» [Кун, 2001, с. 112—113]. «Вряд ли когда-либо, — вторит ему П. Фейерабенд, — теории непосредственно сопоставлялись с «фактами» или со «свиде­тельствами». Что является важным свидетельством, а что не яв­ляется таковым, обычно определяет сама теория, а также дру­гие дисциплины, которые можно назвать «вспомогательными науками» [Фейерабенд, 1986, с. 118]. В основе историцистской критики Т. Куном и логического позитивизма, и фальсифика­ционизма К. Поппера лежит тезис об отсутствии в реальной истории науки «решающего эксперимента» (т. е. такого, кото­рый отличает правильную теорию от неправильной). Таковы­ми их объявляют много позже, в учебниках. Поэтому Кун раз­рабатывает свою модель развития науки, в которой он делает акцент на наличии скачков-революций. Последние характери­зуются такими понятиями, как несоизмеримость и некумулятивность.

Основными элементами куновской модели являются четыре понятия: научная парадигма, научное сообщество, нормальная наука и научная революция. Взаимоотношение этих понятий, об­разующих систему, составляет ядро куновской модели функ­ционирования и развития науки. С этим ядром связаны такие характеристики, как несоизмеримость теорий, принадлежащих разным парадигмам, некумулятивный характер изменений, отве­чающих «научной революции», в противоположность «кумуля­тивному» характеру роста «нормальной науки», наличие у пара­дигмы не выражаемых явно элементов.

Нормальная наука противопоставляется «научной революции». «Нормальная наука» — это рост научного знания в рамках од­ной парадигмы. Парадигма — центральное понятие куновской модели — задает образцы, средства постановки и решения про­блем в рамках нормальной науки. Научная революция — это смена парадигмы и соответственно переход от одной «нормаль­ной науки» к другой. Этот переход описывается с помощью па­ры понятий парадигма — сообщество, где высвечивается другая сторона понятия «парадигма» — как некоторого содержательно­го центра, вокруг которого объединяется некоторое научное со­общество. Согласно куновской модели в периоды революций возникает конкурентная борьба пар «парадигма — сообщество», которая разворачивается между сообществами. Поэтому победа в этой борьбе определяется в первую очередь социально-психо­логическими, а не содержательно-научными факторами (это связано со свойством «несоизмеримости» теорий, порожденных различными парадигмами).

Вот как эта система понятий задается Т. Куном в его. книге «Структура научных революций» (1962).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Сентябрь 6, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.