Эволюционная эпистемология К. Поппера и С. Тулмина

Концепция «третьего мира» используется Поппером при описании развития науки в эволюционной эпистемологии, где в качестве базовой модели выступает сочетание попперовского Принципа «критического аргументирования» и дарвиновской Модели эволюции.

«Хотя данное описание характеризует рост третьего мира, оно, однако, может быть интерпретировано и как описание био­нической эволюции, — говорит Поппер. — Животные и даже Растения — решатели проблем. И решают они свои проблемы ме­тодом конкурирующих предварительных, пробных решений и уст­ранения ошибок.

Пробные решения, которые животные и растения включают в свою анатомию и в свое поведение, являются биологическими аналогами теорий, и наоборот… Так же как и теории, органы и их функции являются временными приспособлениями к миру, в котором мы живем. И так же как теории или инструменты, но­вые органы и их функции, а также новые виды поведения оказы­вают свое влияние на первый мир, который они, возможно, по­могают изменить. (Новое пробное решение — теория, орган, но­вый вид поведения — может открыть новую возможную экологическую нишу и таким образом превратить возможную нишу в фактическую.) Новое поведение или новые органы могут также привести к появлению новых проблем. И таким путем они влияют на дальнейший ход эволюции, включая возникновение новых биологических ценностей» [Там же, с. 144—148].

В этой логике возникает знаменитое попперовское сравне­ние Эйнштейна с амебой. «Наши усилия отличаются от усилий животного или амебы лишь тем, — говорит Поппер, — что наша веревка может найти зацепку в третьем мире критических дис­куссий — мире языка, объективного знания. Это позволяет нам отбросить некоторые из наших конкурирующих гипотез. Так что, если нам повезет, мы сможем пережить некоторые из наших ошибочных теорий (а большинство из них являются ошибочны­ми), в то время как амеба погибает вместе со своей теорией, со своими убеждениями и своими привычками» [Там же]. «Ученые пытаются устранить свои ошибочные теории, они подвергают их испытанию, чтобы позволить этим теориям умереть вместо себя» [Там же, с. 123].

«Рассматриваемая в этом свете жизнь есть решение проблем и свершение открытий — открытий новых фактов, новых возмож­ностей путем опробования (trying out) возможностей, порождае­мых в нашем воображении. На человеческом уровне это опробо­вание производится почти всецело в третьем мире путем попы­ток изобразить более или менее успешно в теориях этого третьего мира наш первый мир и, возможно, наш второй мир? путем стремления приблизиться к истине — к истине более пол­ной, более совершенной, более интересной, логически более строгой и более соответствующей (релевантной) нашим пробле­мам [Там же, с. 148].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Сентябрь 4, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.