«Третий мир» К. Поппера

Что касается чрезвычайно важного для Поппера идеала объ­ективности знания, то для его защиты он развивает свою кон­цепцию «эпистемологии без познающего субъекта» в виде кон­цепции «трех миров». В ней он, в пику Т. Куну, вводил «третий мир» — мир объективного знания.

«Если использовать слова «мир» или «универсум» не в стро­гом смысле, то мы, — говорит Поппер, — можем различить сле­дующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний, и, возможно, предрасположений, диспозиций (dispositions) к действию (т. е. субъективный мир нашего сознания. — А.Л.); в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания ручных идей, поэтических мыслей и произведений искусства» Шоппер, 2002 с. 108] (примерами утверждений, относимых Поп – пером соответственно ко второму и третьему мирам, являются утверждения типа «Я знаю, что…» и «Известно, что…»).

Этот «третий мир» отчасти напоминает «мир идей» Платона. Но если последний «божествен… неизменяем и, конечно, исти­нен», то «мой третий мир создан человеком и изменяется, — го­ворит Поппер. — Таким образом, существует огромнейшая про­пасть между его и моим третьим миром» [Там же, с. 123].

Важнейшей чертой попперовского «третьего мира» является то, что он автономен, т. е. независим от существования субъекта. С другой стороны, третий мир порожден людьми. «Идея автоно­мии, — говорит он, — является центральной в моей теории третьего мира: хотя третий мир есть человеческий продукт, че­ловеческое творение, он, в свою очередь, создает свою собствен­ную область автономии» [Там же, с. 119].

Самое темное место концепции «трех миров» — сочетание представлений о третьем мире как «человеческом творении» с идеей о его «автономии». Поскольку Поппер, высказав концеп­цию «третьего мира», избегал полемики по этому поводу, можно предположить, что она им самим рассматривалась скорее как предварительная идея, будящая мысль, чем как проработанная концепция (во многом это утверждение можно отнести и к опи­сываемой ниже его эволюционной эпистемологии).

Идею этой автономии Поппер иллюстрирует следующими двумя мысленными экспериментами.

«Эксперимент 1. Предположим, что все наши машины и ору­дия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъектив­ные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша спо­собность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова.

Эксперимент 2. Как и прежде, машины и орудия труда разру­шены, уничтожены также и наши субъективные знания, вклю­чая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако на этот раз уничтожены и все библио­теки, так что наша способность учиться, используя книги, ста­новится невозможной…

Страницы: 1 2 3 4

Сентябрь 4, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.