Рост научного знания и проблема объективной истины у К. Поппера. Защита идеалов объективной истины

Одной из важнейших задач для Поппера была задача защиты идеи объективности научного знания, борьба против субъектив­ных психологических и социологических подходов к научному знанию.

Согласно Попперу решение столь важной для него проблемы «заключается в осмыслении того факта, что хотя все мы… часто ошибаемся, однако уже сама идея ошибки и человеческих заблу­ждений предполагает другую идею — идею объективной истины: того стандарта, от которого мы можем отклоняться» [Там же, с. 35]. Отсюда вытекает попперовский научный метод, основан­ный на критике, прообраз которого он видит в «повивальном ис­кусстве» Сократа (или майевтике). Этот метод «заключается, по сути дела, в задавании вопросов, предназначенных для разруше­ния предрассудков, ложных верований… ложных ответов» [Там же, с. 30]. Той же майевтикой, с точки зрения Поппера, являют­ся методы и Бэкона, и Декарта [Там же, с. ЗЗ].

Поскольку вопрос об объективности и истинности научного знания является для Поппера очень важным и очень сложным, он идеи истины, реализма и объективности обсуждает незави­симо.

Идею истинности он обосновывает с помощью теории Тарского (которая «не дает критерия истинности или ложности» [Тарский, 2000, с. 141]). В ходе процесса развития теорий, опи­сываемого схемой (1), можно наткнуться и на истинную теорию, полагает Поппер. Однако этот метод ни в каком случае не может установить ее истинность, даже если она истинна.

Страницы: 1 2 3

Август 31, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.