Рост научного знания и проблема объективной истины у К. Поппера. Критическая проверка теорий

Выдвижение принципа фальсификации в качестве основно­го критерия научности было у Поппера тесно связано с его моде­лью развития науки через предположения и опровержения. «Мы можем сказать, — говорит Поппер, — что наука начинается с проблем и развивается от них к конкурирующим теориям, кото­рые оцениваются критически.

В большинстве случаев, и притом в самых интересных, тео­рия терпит неудачу, в результате чего возникают новые пробле­мы. Достигнутый при этом прогресс можно оценить интеллекту­альным расстоянием между первоначальной проблемой и новой проблемой, которая возникает из крушения теории. Этот цикл можно описать посредством схемы» [Поппер, 2002, с. 143]:

^               P1 >> TT >> EE >>P2                        (1)

где Р1 — исходная проблема, ТТ — пробные теории (tentative theories), которые могут быть (частично или в целом) ошибочными. Эти тео­рии подвергаются процессу устранения ошибок (error elimination) ЕЕ, который может состоять из критического обсуждения или экс­периментальных проверок. Результатом является появление новой проблемы P2.

Важным моментом в схеме (1) является переход к более крупным единицам анализа — от отдельных утверждений логи­ческих позитивистов к теориям.

Поппер предлагает «рассматривать науку как прогрессирую­щую от одной проблемы к другой (а не от теории к теории) — от менее глубокой к более глубокой проблеме. Научная (объясни­тельная) теория является не чем иным, как попыткой решить не­которую научную проблему, т. е. проблему, связанную с откры­тием некоторого объяснения… Противоречия же могут возникать либо в некоторой отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями… Только благодаря проблеме мы сознательно принимаем теорию… наука начинает с проблем, а не с наблюде­ний, хотя наблюдения могут породить проблему…» [Поппер, 1989, с. 33-35].

Схема (1) является центральной для Поппера, она описывает науку как динамическое явление, ибо наука, полагает Поппер, может существовать только в процессе роста. Если логические позитивисты концентрировали внимание на структуре научного знания, то Поппер переносит центр внимания на развитие нау­ки. «С объективной точки зрения, — говорит он, — эпистемоло­гия представляет собой теорию роста знания, теорию решения проблем или, другими словами, теорию построения, критиче­ского обсуждения, оценки и критической проверки конкури­рующих гипотетических теорий» [Поппер, 2002, с. 142].

Страницы: 1 2

Август 27, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.