Что такое нравственность

Если проблема свободы воли (достаточно традиционная для этики прошлого) слу­жит своеобразным введением в собственно этическую концепцию Канта, то ее внутренним стрежнем, или фокусом, вокруг которого располагаются все остальные вопросы теории морали, является тема специфичности, уникальности, несводимой ни к чему иному особливости нравственности. Уже в самом факте осознания важ­ности этого вопроса для этики Кант разительно отличается от предшествующих ему мыслителей. До него в понятие морали вкладывался тот или иной смысл в зависимости от стихийного восприятия в теорию опыта обычного словоупотребле­ния, культурно-идеологических ассоциаций и философской ориентации авторов этических концепций. Задача же теоретического определения морали как специ­альный вопрос этической дисциплины не была даже поставлена. В этике того времени нравственность к тому же трактовалась крайне расширительно, оставалась невычлененной из сплетения самых разнородных явлений жизненного опыта чело­века, зачастую сводилась к чему-то другому, ей чужеродному.

Критический замысел и лейтмотив кантовской концепции прежде всего и за­ключался в том, чтобы освободить, «очистить» мораль от всякого рода чуждых ей наслоений, необходимо совершающихся в стихии житейской практики с ее «гетеро­номными» мирскими целями и интересами и довершаемых в философии, неспособ­ной расчленить синкретизм обыденно-практического опыта и отличить собственно нравственность от иных факторов (потребностей, стремлений, мотивов и задач) деятельности человека.

Исходным пунктом кантовского исследования специфики морали является критика этического натурализма во всех исторических устоявшихся его формах. Натурализм (рассмотрение нравственности под знаком космологических, антропо­логических и психологических представлений о «природе» человека, а также соци­ального или житейского прагматизма), по мысли Канта, и повинен в том, что уникальная, ни к чему иному не сводимая природа морали так и осталась невыяс­ненной.

По векодавней традиции к области морали и этики относили всю сферу чело­веческого действия (поведения, образа жизни), в отличие от всего того, что проис­ходит во внешнем мире помимо деятельного участия человека. Но человек — тоже часть природы (как считали философы-материалисты, начиная с античных мысли­телей и кончая просветителями), динамика его действия подчинена в общем тем же вселенским законам. Эти законы, поскольку они обнаруживаются в человеке — механизмы его побуждений и влечений, восприятий и реакций, действий и их при­чин, — и должна исследовать этика, наука о «практике» человека (сам этот тер­мин и понимание этики как «практической науки» было унаследовано еще от анти­чности).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Сентябрь 22, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.