Этическая концепция Иммануила Канта

В развитии этической мысли Кант сыграл роль ничуть не меньшую, чем в других областях философии, скажем, в преодолении натурфилософии и метафизики XVII—XVIII вв. или в переосмыслении задач гносеологии. Более того, возник­шая в XX столетии идеалистическая философия нового типа (ее феноменологичес – ко-экзистенциальное и неопозитивистское направление) перекликалась не только с критической антиметафизической гносеологией Канта, но и с его этикой (особенно в вопросе о соотношении теоретического и практического разума). Подобно тому как современная буржуазная философия вопреки исторической последовательности развития немецкого классического идеализма, сделала Канта предтечей «новой онтологии» и «научной философии» (Гегель же представляется ей безнадежно ус­таревшим), точно так же и западная теория морали XX в. нашла в «Критике практического разума» почти все необходимые посылки для создания принципи­ально иной, «нетрадиционной» этики. Здесь недостаточно будет указать на те школы, которые заняты прямым развитием кантовских идей или их интерпрета­цией (неокантианство различных направлений). Британский этический интуити­визм, немецкая феноменологическая теория ценностей, неопозитивистские концеп­ции морального языка, этика экзистенциализма и неопротестантизма черпают у Канта, осознавая это порой со значительным опозданием, методологические прин­ципы и исходные постулаты, критические установки и завершающие их антиномии.

Правда, отношение к тому, что в свое время написал Кант, у современных западных философов морали довольно сложное. Канта преодолевают и критикуют, к нему апеллируют порой лишь задним числом, когда утвердившаяся школа уже построила свою теорию, и вписывают его положения в новосозданные концепции сообразно совершенно иным идейно-смысловым задачам. Именно эта ситуация — Кант модернизированный против Канта-классика — стимулирует марксистскую критику буржуазной этики переосмыслить канонизированного и многократно ин­терпретированного философа со своей позиции и взглянуть на его учение о морали с точки зрения исторических перспектив развития этической теории.

Страницы: 1 2 3 4

Сентябрь 17, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.