Принцип верификации

Для логического позитивизма, как и для всего позитивизма, начиная с Конта, было характерно «стремление сделать филосо­фию научной. Строгие требования научного мышления должны выполняться философией. Однозначная ясность, логическая строгость и обоснованность в философии необходимы так же, как и в других науках» [Neurath, 1983, p. V—VI].

Средства для этого неопозитивисты видели в «новейшей логи­ке». «Новый образ логики нашел завершенное выражение в фун­даментальном труде «Principia Mathematica» Б. Рассела и А. Уайтхеда [Крафт, 2003, с. 53—54], в котором была реализована логи- цистская программа развития оснований математики, сформу­лированная еще Лейбницем, и дано «доказательство того, что вся чистая математика следует из чисто логических предпосылок и пользуется только теми понятиями, которые определимы в ло­гических терминах» [Грязное, 1993, с. 20]. Логические позитиви­сты были вдохновлены успехами Бертрана Рассела (1872—1970) в области оснований математики. Новая логика существенно расширяла область логики. Вместе с символикой она обрела та­кую форму выражения, которая с математической точностью позволила представлять понятия, высказывания и правила их связи.

Развивая идеи своего учителя Б. Рассела, Л. Витгенштейн (1889—1951) в своем знаменитом «Логико-философском тракта­те» распрастраняет модель знания «Principia Mathematica» на всю совокупность знания о мире. Эта модель основана на принципах логического атомизма: 1) экстенсиональности (логические связи между предложениями понимаются исключительно как связи по Функциям истинности) и 2) атомарности (в основе знания лежат взаимонезависимые атомарные предложения).

К этой логической модели логические эмпиристы добавили эмпиризм. В рамках модели логического атомизма значение ис­тинности элементарных высказываний может быть задано толь­ко каким-то внелогическим способом. Витгенштейн указывает на логический атом как на логический предел, о содержании ко­торого ничего нельзя сказать. Логические позитиви­сты приняли другую, родственную махизму, эмпиристскую трак­товку элементарных высказываний, которую они заимствовали у раннего Рассела: «Если атомарные факты должны быть позна­ваемы вообще, то, по крайней мере, некоторые из них должны быть познаваемы без обращения к выводу. Атомарные факты, которые мы познаем таким путем, являются фактами чувствен­ного восприятия» [цит. по: Швырев, 1977, с. 18]. Все знание в ко­нечном счете сводится к совокупности элементарных, чувственно проверяемых утверждений, которые у неопозитивистов фигури­ровали под именами «эмпирического базиса», «предложений на­блюдения», «протокольных предложений».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Август 20, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.