Нравственность – это тоже знание

Мы заострили внимание на различиях между наукой и моралью. Но есть ли между ними нечто общее? Заключает ли нравственность в себе какое-то знание человека о самом себе? Уже подчеркивалось, что генетически мораль связана с обычаем, но она во многом отличается от той формы сознания, которая обосновывает обычай и мотивирует его исполнение. Назовем в этой связи два существенных пункта, кото­рые имеют прямое отношение к обсуждаемому вопросу

Во – первых, логика обоснования морального требования не исходит обяза­тельно из непосредственно данного, общепринятого и общепризнанного. В мо­ральном рассуждении встречаются, например, и такие доводы: «Пусть все по­ступают так, но это неправильно и я должен поступать иначе». «Хотя боль­шинство считает, что следует поступать только так, на самом деле должно по­ступать по-другому». Человек, обладающий моральным сознанием, способен, следовательно, вырваться из-под власти заведенного порядка (обычая) и тра­диционного мнения и стать в критическое отношение к господствующим устоям общественной жизни.

Способность критического отношения к сущему и противопоставления ему не­которого идеального, должного порядка возникает в человеческом сознании в пе­риод расшатывания родо-общинных связей и нарождения классовой дифференциа­ции общества.

Античные утопии и донаучный социализм Нового времени питались прежде всего моральными представлениями о порочности тогдашней социальной действи­тельности и о необходимости осуществления нравственного миропорядка. Лишь научный коммунизм Маркса поставил на место морального долженствования объективную необходимость истории. Но, превратив мировоззрение в науку, марк­сизм вовсе не устранил нравственные взгляды: те формы массового и индивидуаль­ного мышления, в которых законы истории отображаются в виде оценок и идеаль­ных, духовных его устремлений.

Таков один из конкретных случаев или аспектов соотношения науки и мо­рали. Речь идет не о науке вообще, а о социально-исторической науке. И хотя ее строго доказательные положения были предвосхищены нравственной формой освоения общественной действительности, в значительной мере она заместила мораль, оттеснив последнюю в область обыденного сознания — мечты о луч­шем будущем и уповании на конечное торжество справедливости. Но в том, что даже «строгая наука» не может обойтись без нравственного оправдания своих выводов, и состоит взаимосвязь и одновременно различие между наукой и мо­ралью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Сентябрь 9, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.