Предыстория вопроса: философия просвещения и Кант

Истоки проблемы лежат в глубокой древности — в восточной и античной филосо­фии. Но чтобы не отпугивать читателя слишком долгой предысторией, начнем с более близкого нам Просвещения. Дело в том, что, с одной стороны, просвети­тельское понимание проблемы до сих пор еще не изжито окончательно, и, с другой, именно поэтому в адрес Просвещения чаще всего бросаются сейчас на Западе обвинения: оно-де слишком упростило проблему соотношения науки и морали.

Идеологи французского Просвещения XVIII в. (чаще всего именно их имеют в виду) решали означенную проблему действительно весьма простым образом. Мораль, рассуждали они, нужна людям для того, чтобы правильно организовать жизнь, но для того же нужна и наука, призванная помочь человеку обрести все необходимое, включая и счастье. В этом задачи морали и науки совпадают. Прав­да, наука изучает мир как он есть, мораль же говорит человеку, что он должен делать. Это, конечно, вещи разные. Но выбор поступков должен основываться на знании действительности, на понимании фактов и обстоятельств. А это уже — задача науки. Такова была простая суть дела, очевидная еще для просветителей.

Впрочем, просветители вовсе не ограничивались заявлениями, что простая конста­тация фактов уже решает вопрос о должном. Их современные оппоненты на Западе (например, неопозитивисты) напрасно сводят проблему к соотношению «фактов» и «ценностей», описанию сущего и решению о должном. Для просветителей было ясно, что научное знание выделяет в сущем определяющее (сущность), что не всегда поддается простому наблюдению или исчерпывается «информацией». Если долж­ное и основывается на том, что есть, то сущее может оказаться чем-то отличным от непосредственно наблюдаемого. Такова «человеческая природа» — потаенная сущность человека, на которую может быть совершенно непохожа фактическая жизнь людей, их привычки, склонности, устремления, общественные установле­ния, социальный порядок и законы государства. «Подлинный» человеческий инте­рес — это не то, что люди фактически хотят, а то, что они должны хотеть соответ­ственно своей «природе». Но раз «природу» человека выясняет наука, то именно она должна объяснить людям, как им следует поступать. быть нравственным — значит действовать в согласии с собственным правильно понятым интересом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Сентябрь 4, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.