Проблема соотношения философии и морали в современной буржуазной мысли

В силу определенных социально-исторических условий и классовой ограниченнос­ти буржуазная философская мысль в своем основном русле не пошла по пути создания универсалистских концепций, синтетически обобщающих различные спо­собы общественного сознания в единую систему мировоззрения. Такие системы хотя и встречаются еще в XX в. довольно часто, рассматриваются подавляющим числом западных философов как атавизмы традиционной «метафизики». Преобла­дающей же тенденцией является расщепление единого воззрения на мир в целом, на ряд противостоящих друг другу способов сознания. Та или иная философская доктрина соответственно ориентируется на какой-либо один из этих способов представления — науку, религию, «жизненное переживание» и пр., — считая его единственно «подлинным» по сравнению с другими, «неистинными» или «ограни­ченными». Суммарно говоря, вопрос о соотношении философии и нравственности сводится к следующей альтернативе: либо философия есть научное мышление, но тогда она полностью исключает из своего теоретического арсенала понятие ценнос­ти и, стало быть, не имеет никаких точек соприкосновения с моральным сознанием; либо философия несет в себе определенный нравственный пафос и смысл, Но тогда она вненаучна, всем своим строем мысли и предпосылками противоположна науке.

Уже с конца XIX в. в буржуазной философии происходит крайне проти­воречивый процесс, с одной стороны, полного размежевания объективно-описательного научного мышления и ценностных форм сознания, а с другой — столь же полного слияния философской антропологии с ценностно настроенным вос­приятием и переживанием «жизненного мира» человеком. В зависимости от того, считается ли философия областью научного мышления или его антиподом, решается и вопрос о ее соотношении с моральным воззрением. Обе эти тен­денции, по логике вещей взаимно исключающие одна другую, еще соприсутст­вуют в неокантианстве, которое в известном смысле и положило начало этому противоречивому движению.

Исходя из кантовской антитезы природы и долженствования, теоретического и практического разума, В. Виндельбанд и Г. Риккерт взаимно противополагают науки о природе и науки о духе, построенные соответственно по методам «генера­лизации» (статистически понимаемая закономерность массовых явлений и ее опи­сательное отображение в абстрактно-общем понятии) и «индивидуализации» (вы­явление значимости уникально-неповторимых явлений культуры посредством «от­несения к ценности»). Однако эта антитеза сциентистского и ценностного воззре­ний далее снимается Виндельбандом и Риккертом в некоем высшем синтезе значимости и смысла в сфере чистой логической формы и трансцендентального субъекта. Философия с этой точки зрения возвышается над противоположностью морально-ценностного и научного воззрений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Август 29, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.