Целесообразность и нравственность

Проблема соотношения в морали мо­ментов долженствования и ценности имеет еще и другую сторону. Независимо от того, каким образом в нравственности определяется человеческая воля, возникает вопрос иного плана: что лежит в основании моральных требований к человеку — ценность чего-либо для него или необходимость, принимающая форму долженство­вания? Ясно, что в конечном счете моральные требования отражают объективные потребности общественного бытия людей. Вопрос же состоит в том, в какой особой форме эти потребности отражаются именно в нравственности. Или, переводя во­прос в плоскость логики морального сознания, какая из модальностей, деонтичес­кая или аксиатическая, является определяющей и первичной.

Дискуссии, происходившие в этике, затрагивали и эту сторону вопроса, хотя отчетливо логический смысл он приобрел лишь в XX столетие. Впрочем, уже Кант достаточно ясно представлял себе суть проблемы. Кант указывает, что одно из важнейших определений человеческой воли — это ее целенаправленность, устрем­ленность к некоторому результату, который выступает для человека как благо. Но представляет ли собой цель определение специфически моральной воли? Когда человек выполняет свой долг, говорит Кант, он должен «отвлечься от всяких целей» [72, т. 4, ч. 2, 8], т.е. исходить из самого долга, а не чего-либо еще. В этом отличие нравственного, «категорического» императива от «условного», посредст­вом которого человек выбирает средства для достижения преследуемой им цели.

В каком-то смысле Кант, по-видимому, прав. Действительно, частные, ситуа­ционные, ближайшие цели того или иного человека не всегда выражают содержа­ние его нравственности (они могут быть безразличными к морали, могут быть нравственными, но средства их достижения — аморальными). В конкретной си­туации человек с точки зрения морали должен прежде всего выполнять свой долг, подчинять требованиям нравственности и свои цели и средства их достижения. Стало быть, в конкретных ситуациях человек поступает морально, действуя не по принципу простой целесообразности (такое определение воли, вполне законное в иных способах регуляции, выходит за рамки собственно морали), а по законам должного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сентябрь 7, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.