Класс как субъект морального требования

Проблема «истины и воли» в морали выступает не только на уровне индивидуального выбора, личных решений и ответственности, но и в масштабах социально-исторических. В марксистской эти­ческой литературе общепризнано, что в выдвижении и утверждении новых соци­альных норм существенную, если не определяющую роль играет деятельность передовых общественных классов. Нас же сейчас интересует более специальный вопрос о том, в какой специфической форме выступает прогрессивно-классовая позиция в сфере морали, каким именно образом социально-исторический субъект выражает свое отношение к тем требованиям, которые он выражает в нравственной форме, что является в этом случае основанием нравственной нормы. Речь, стало быть, идет опять-таки о специфике морали, о том, каким конкретно образом пре­ломляются здесь законы классовых отношений.

Сравним в этом плане моральные и политические требования (которые могут совпадать в своем существенном содержании, но выступать при этом в различной форме). В качестве примера возьмем требование устранения эксплуатации, выдви­гаемое рабочим классом в ходе исторического развития его борьбы с капиталом. Данное требование становится политическим (точнее, становится правомерным в политике) лишь начиная с того момента, когда рабочий класс становится револю­ционным, осознает свою противоположность капиталу, далее, уже способен завое­вать власть, экспроприировать капитал и организовать производство на основе общественной собственности. Иначе говоря, правомерность этого требования ос­новывается на воле и деятельной способности данного класса, без чего оно было бы беспочвенным и утопичным. Эта правомерность и ее основание совпадают с усло­виями исполнимости требования. В этом смысле классики марксизма неодно­кратно указывали, что те или иные практические задачи возникают исторически, когда уже существуют реальные условия их решения [2, т. 13, 7].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Сентябрь 22, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.