Постановка проблемы

Мы переходим теперь к вопросу об источнике морального требования, о «законополагающей инстанции» нравственности. Здесь сосредото­чен целый комплекс проблем, возникших в истории этики. Это, во-первых, по­дробно рассмотренная выше проблема субъективности и объективности моральных требований. Во-вторых, это вопрос, активно обсуждаемый сейчас на Западе (осо­бенно в экзистенциализме и неопозитивизме), но возникший в этике много ранее: как соотносятся в морали воля и разум, свободный выбор человеком своей собст­венной позиции и осознание рациональных оснований этого выбора, выражение внутреннего Я человека и его предметно-познавательное отношение к действитель­ности. Наконец, сюда же относится целый ряд вопросов социально-исторического порядка, как они обсуждаются в рамках собственно марксистской этической про­блематики: каким образом нравственные требования и идеи утверждают себя в практике социальной жизни, в какой специфической форме выражается классовая позиция в сфере морали и каким особым способом она здесь обосновывается. Чтобы объединить всю эту совокупность вопросов и перевести их в плоскость определения понятия морали, мы сформулируем проблему так: выступает ли в мо­ральных отношениях источник требования в виде законополагающего субъекта или в какой-то иной форме; или иначе, в плане морального сознания и его логики, — является ли основанием нравственных суждений чья-либо воля или что-то другое.

Страницы: 1 2 3 4

Сентябрь 4, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.