Всеобщность морального требования в классовых воззрениях

Историчес­кие, общечеловеческие, универсалистские и одновременно социально-критические экскурсы морального сознания становятся характерным явлением духовной куль­туры вместе с нарождением антагонистических классов. В отличие от локально-эт­нических и сословно-корпоративных общностей, социальные классы в своих обще-

ственных позициях и идеологических воззрениях отражают не только создавшееся при данных условиях взаимоотношение социальных групп, но и такие противоре­чия между ними, которые способны привести к исторически значимым изменениям во всем строе общественной жизни. Поэтому классовая позиция только и способна быть выраженной (в отличие от клановой, корпоративной, кастовой, сословной) во всеобщей, общечеловеческой форме — как закон жизни, который должен быть так или иначе распространен на человеческое общество в целом. «Всеобщность соответствует… классу contra сословие», — замечает по этому поводу К. Маркс [2, Т. 3,47].

Так называемая сословная мораль в одном отношении подобна обычаю — ее применимость замыкается границами локальной социальной группы. В послеродо­вом обществе обычные нормы сохраняются в виде особенных законов жизни на­следственно-сословных и корпоративных общностей (хотя и не только в этом виде). Общепринятые и обязательные формы поведения крестьянина и феодала, рыцарства и духовенства в средневековой Европе, различных варн и позднее каст в Древней и средневековой Индии (брахманов, кшатриев, шудров и вайшьев) существенно отличаются друг от друга. Соответственно формулируются и кодексы поведения, разительно отличные один от другого. Но несмотря на это, они в обыч­ных условиях относительно мирно уживаются между собой; просто каждому сосло­вию, касте, корпорации предписывается особый образ жизни и предполагается, что иные группы населения должны жить по-иному. Столкновения различных систем «морали» наблюдаются лишь на границах сословий и как раз потому, что не всегда соблюдаются межкастовые перегородки (поскольку, например, сословия вступают между собой в отношения, выходящие за рамки феодальной иерархии, как, ска­жем, обедневший рыцарь и ростовщик, или поскольку отдельные индивиды стре­мятся перейти и переходят из одного социального статуса в другой). В общем же сословные кодексы поведения по самой своей логике предполагают жесткую лока­лизацию их применимости и обязательности и не могут даже притязать на всеоб­щность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Сентябрь 15, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.