Племенные обычаи и нравственность

Мы уже знаем, что обычная норма распространяется только на членов практикующей ее общности. Другие же об­щности (родо-племенные коллективы, народности, этнические, социальные, культурные, экологические, корпоративные группы) могут практиковать иные обычаи. Традиционалистское сознание может относиться к «чужим» обычаям лишь негативно, враждебно или безразлично (в зависимости от того, оказывают ли инородные обычаи разрушительное воздействие на нормы поведения данной общности). Тогда как «свои» обычаи во всех случаях «правильны», что разу­меется само собой. Иное дело моральное сознание: оно способно дать оценку как «своим», так и «чужим» обычаям (если, конечно, обычаи по своему харак­теру подпадают под такую оценку). Но посмотрим, как дело происходило в ис­тории.

Пока племенные общности остаются замкнутыми и чуждыми друг другу, во­прос о том, какой из обычаев «правилен», просто не возникает, — каждый зако­нен в своих границах, притом обычно-традиционное сознание может ничего не знать о «чужих» обычаях или просто «не видеть» их. Когда же различные племе­на приходят в контакт одно с другим, инородные обычаи прежде всего могут ока­зывать лишь разрушительное воздействие на устои родо-племенного коллектива. Отсюда — крайне нетерпимое отношение к «чужим» обычаям, — отношение, ос­нованное не просто на догматическом усвоении людьми привычного образа жизни,

НО являющееся способом бессознательной культурной самозащиты. Но дальней­шее развитие связей между племенами может продиктовать более терпимое отно­шение к другим обычаям. В этих условиях даже возникает общее правило «ува­жать чужой обычай». Такая ситуация возникает, например, при чересполосном расположении племен, часто вступающих между собой в торговые, военные и культурные связи. В этом случае проблема всеобщности нормативов по-прежнему ограничивается рамками простой общности и не ставится по отношению к разно­родным обычаям (каждый из них «правилен» в каких-то локальных границах). Но рано или поздно — например при возникновении межплеменных союзов и межна­циональных государств — эта проблема должна быть поставлена. Перед людьми возникает необходимость сравнивать «свои» и «чужие» обычаи и давать тем и другим сравнительную оценку по каким-то общим критериям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Сентябрь 14, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.