Проблема обоснования знания. Обоснование индуктивного принципа

С правилами языковых игр связана та проблема, что в нашем мышлении присутствует тенденция принимать их за саму реаль­ность. Это порождает большое количество проблем, в том числе в философии математики, теории познания и др. Фокусом этих проблем оказывается достоверное, т. е. неопровержимое, зна­ние.

Традиционно научное знание определялось как знание дос­товерное. Такое знание должно иметь незыблемое обоснование. Но каково подобное обоснование? Над этим вопросом бились эмпиристы и рационалисты; он же не давал покоя логикам, ко­торых мучила проблема обоснования индуктивных выводов.

Витгенштейн объяснял неопровер­жимость математических утверждений тем, что они представля­ют собой правила, а не описания. Однако существуют и эмпири­ческие предложения, которые мы не подвергнем сомнению ни при каком течении событий, но скорее будем использовать их как критерии наличия или отсутствия галлюцинаций, правиль­ности и неправильности описания событий и т. п. Например, убеждение в том, что если человеку отрубить голову, то она не вырастает снова, связано, конечно, с тем, что никто никогда не слышал и не был сам свидетелем примеров обратного. Поэтому данное убеждение можно было бы счесть индуктивным обобще­нием опытных свидетельств. Но это породит неадекватное пред­ставление о его статусе. В самом деле, сравним его с индуктив­ным обобщением «Все лебеди белы». Путешественники, впер­вые увидевшие в Австралии черных лебедей, вряд ли испугались за свой рассудок, хотя они и верили ранее, что все лебеди явля­ются белыми. Однако, если бы некий человек увидел нечто, про­тиворечащее убеждению, что потеря головы непоправима, он действительно испугался бы за свое психическое состояние. Лю­бого человека, уверяющего, что он видел такое своими глазами, мы сочли бы сумасшедшим или заподозрили, что он плохо вла­деет языком и не понимает, что говорит.

Проблема индукции и индуктивного принципа занимает од­но из центральных мест в комплексе проблем, связанных с обос­нованием научного знания. Под индукцией понимается вывод от частного к общему (или от следствий — к причинам). Основ­ное затруднение, связанное с индуктивным выводом, можно проиллюстрировать следующим образом: представим себе кури­цу, которая на основе предшествующего опыта формулирует обобщение, что птичница приходит к ней в курятник, чтобы дать ей корм. Соответственно она всегда прибегает на зов птичницы, и такое поведение до поры до времени оказывается для нее впол­не целесообразным, пока она не попадает в суповую кастрюлю.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Сентябрь 13, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.