Институциональные и неинституциональные рефляции поведения

В общест­ве действует множество различных способов нормативной регуляции, классифици­ровать которые можно по нескольким различным принципам. В качестве одного из таких принципов можно предложить разграничение институциональных и неин­ституциональных регуляторов деятельности. К первому типу регуляции отно­сятся право, а также различные административные и организационные нормы, ус­тавы, инструкции и пр. Здесь нормы создаются деятельностью особых институтов, обладающих на то особыми прерогативами. Специальные учреждения и проводят нормативные требования в жизнь — поддерживают их своей властью и влиянием, контролируют их исполнение и осуществляют санкции. Поэтому обязующая сила институциональных требований образуется именно авторитетом, особо оговорен­ными правами и реальной дееспособностью утверждающих их организаций. Хотя в каких-то случаях эти требования могут высказываться и поддерживаться частны­ми лицами и неорганизованными общностями, не обладающими особыми полномо­чиями, их правомерность, обоснованность и «законность» в конечном счете сво­дится к тому, что соответствующая норма издана специальной организацией (госу­дарством, учреждением, ассоциацией); от ее имени она только и может высказы­ваться.

Это значит, что если мы проанализируем нормативное, волеопределяющее зна­чение суждения, в котором выражено институциональное требование (в каком смысле и почему оно обязует человека), то это смысловое значение проистекает от

действия в обществе особых его органов, т.е. из таких социальных отношений какие имеют в данном случае четко выраженную структурную, морфологически кристаллизовавшуюся форму. Благодаря этому обстоятельству источник и основа­ние требования представлены явственно-наглядно, воплощены в предметно «зри­мых» общественных образованиях. И сами институциональные требования имеют статуарный («официальный», как иногда говорят) характер. Они всегда фиксиру­ются в виде эксплицитно и однозначно выраженных вербальных формул, чаще всего писаных, имеющих силу и значение документа, и исполняются в строгом соответствии с этими формулами. Поэтому и способ обоснования таких требований может быть формализован в строго соблюдаемую процедуру (как это имеет место в праве), что также придает «осязаемо-предметный» вид как основанию, так и акту обоснования требования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Август 30, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.