Невозможность эмпирического выделения морали

Простейшим способом оп­ределения какого-либо предмета является ограничение сферы составляющих его явлений, выделение и указание совокупности относящихся к нему фактов в отличие от феноменов иного рода. Такая эмпирическая дефиниция нравственности (напри­мер, попытка выделить «моральные факты» среди других явлений общественной жизни, как это сделал Дюркгейм) сразу же сталкивается с непреодолимыми пре­пятствиями.

Первое из них состоит в том, что нравственность не ограничивается какой – либо предметно обособленной, пространственно или иным образом локализую­щейся сферой явлений. Напротив, мораль соприсутствует во всех областях общест­венной жизни — частного быта и политики, межгосударственных и межличных, классовых и семейных отношений; она затрагивает поведение человека в сферах материального производства и экономических операций, духовного творчества и научно-познавательной деятельности, в общении с окружающими и в отношении индивида к самому себе.

Этот «вездесущий» и «всепронизывающий» характер явлений нравственности, невозможность ее эмпирико-предметной фиксации и исключительного отнесения к какой-либо более конкретной области в значительной мере объясняет, почему в истории этики преобладали расширительные толкования и универсалистские интер­претации понятия морали. В этом отношении нравственность оказалась аналогичной человеческому разуму и познанию, которые также выдавались часто за всеобщую идеальную модель человеческой жизнедеятельности и даже «логику» развития универсума, истории, общества и культуры, за универсальную схему всего того, в чем философия усматривала систематическое единство и законосообразность.

Кроме того, явления, обычно включаемые в нравственность, обнаруживают свою крайнюю разнородность. Сюда относят (1) действия, поступки индивидов и совокупное поведение («нравы») массовых групп, общностей, классов; (2) опреде­ленного рода общественные отношения между людьми и социальными группами (в морали выступающие как «справедливые», «гуманные» и пр.); (3) феномены воли, побуждения, мотивы, устремления человека; (4) личностью-психологичес­кие свойства индивидов (их «моральный характер»). Все эти явления в свою очередь как-то воспринимаются людьми, которые выражают к ним свое субъек­тивное отношение. Эти субъективные реакции, оценочно и волютивно окрашенное восприятие и отношение к действительности также включаются в область мо­ральных явлений (5). Соответственно перечисленные выше феномены наделяются ценностными значениями (6); т.е. каждый из них как явление морального мира обладает характеристиками (выступает как «добро» или «зло»), которые отличны от его предметно-конкретного содержания.

Страницы: 1 2 3 4

Август 24, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.