Мораль как предмет теоретического определения

Критическое рассмотрение истории вопроса является предпосылкой теоретическо­го анализа самой проблемы — определения понятия морали на основе марксист­ской методологии. В каком смысле формирование и развитие понятия нравствен­ности в, этике прошлого, контуры проблемы и состояние вопроса в современной буржуазной философии, социологии, социальной антропологии может служить от­правным пунктом для выяснения специфики морали? Осмысление историко-философского опыта не просто позволяет воспользоваться его позитивными результата­ми и отбросить заведомо несостоятельные решения, но дает возможность воспро­извести структуру самой проблемы, уяснить ее природу и характер. Тот же исторический опыт свидетельствует о том, что для собственно теоретического, ме­тодологически осознанного решения вопроса необходимо прежде всего адекватно его поставить, уяснить условия задачи.

Речь в первую очередь идет об учете своеобразия самого предмета определе­ния (морали) и о весьма специфическом отношении к нему теории (этики). Осо­бенность задачи определения в данном случае состоит в том, что нравственность предстает перед сознанием теоретика не как непосредственно наблюдаемый объект, а как культурно осмысленный уже предмет, через призму исторического духовного опыта, вырабатывающего понятие морали в практике нравственной дея­тельности. Моральное сознание имеет свои собственные представления о том, что оно такое, и это обстоятельство существенно усложняет задачу теоретического определения нравственности. Здесь мы имеем дело с частью более широкой, обще­философской проблемы: какими способами должно изучаться человеческое созна­ние, духовная культура в отличие от явлений материально-предметной действи­тельности? Вместе с тем специфика нравственного сознания заключается еще и в том, что оно, в отличие от научно-теоретического мышления, оперирует норматив­но-ценностными категориями, представляет собой особую модальность мышления. Привнесение в теорию морали нормативно-ценностных концептов (и особенно в процессе определения нравственности) является серыезной методологической ошибкой.

Таково самое общее соображение, предваряющее позитивно-конкретный ана­лиз проблемы (1), к которому подводит обзор немарксистских концепций морали прошлого и настоящего: нравственность — это довольно своеобычный предмет анализа, порождающий ряд особых требований к его определению. Его следует раскрыть более содержательно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Сентябрь 8, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.