Английская философия XVIII в

В английской философии XVIII столетия, с одной стороны, развивается материалистическая традиция, представители кото­рой (Дж. Толанд, А. Коллинз, Дж. Пристли) разделяют почти все основные идеи относительно морали французских просветителей. Отрицается свобода воли, мо­ральные мотивы отождествляются с психическими механизмами побуждений (с ес­тественным стремлением людей к наслаждению и отвращением к страданию), ос­нования нравственных требований сводятся к личным интересам, словом, природа морали трактуется с натуралистических позиций, а само понятие нравственности не получает специфического определения. К этой традиции тяготеет и Д. Юм (в пла­не интерпретации феноменов морали).

Но, с другой стороны, формируются достаточно влиятельные направления — кембриджская школа и теория нравственного чувства, — сторонники которой стремятся выделить нравственность как уникальное, специфическое явление. Представители кембриджской школы (Р. Прайс, Дж. Балгай, С. Кларк, Р. Каду – орт, Р. Камберленд) считают нравственные идеи — понятия добра и зла, должно­го — самоочевидными, не производными от других идей, результатом особого усмотрения, не сводимого к другим познавательным способностям человека. На­стаивая на такой уникальности моральных понятий, кембриджские философы вместе с тем оказываются в принципе не способными дать им какое бы то ни было определение, ибо они представляются им самоочевидными, т.е. не поддающимися никакому анализу, выведению, рациональному или эмпирическому обоснованию. Моральные феномены выступают здесь как некоторые самодостаточные объекты, существующие в универсуме сами по себе, независимо от материального мира. Такая онтологизация нравственности, совершаемая с идеалистических позиций, в сущности, исключает даже попытки конкретного понимания и анализа морали: феномены морали просто фиксируются в их обособленности на основании мораль­ных же представлений «обычного человека», к которым апеллируют для демон­страции «самоочевидных» нравственных идей. субъективный опыт морального агента и выдается за доказательство самодостоверности нравственных понятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Сентябрь 11, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.