Понятие морали в философии эпохи Просвещения

Существовали и более конкретные причины того, почему многие из идей Монтеня не могли быть теоретически освоены в концепциях морали XVII—XVIII вв. Сама проблема определения природы морали в это время стояла таким образом, что задача выявления ее специфики своеобразия, уникальности была почти пол­ностью снята или оттеснена на задний план. Здесь можно назвать по крайней мере два основных фактора, обусловивших своеобразное стирание отличительных черт нравственности в философских концепциях того времени. Оба этих обстоятельства известным образом связаны с тем, что на повестку дня была поставлена задача формирования целостного мировоззрения вступавшей в свои права буржуазной эпохи.

Во-первых, пафос Просвещения, вдохновляемого идеей научного миропони­мания, состоял в том, чтобы освободить философское воззрение на природу, обще­ство и человека от моралистических постулатов Средневековыя. Если христианское мировоззрение было склонно рассматривать природу и человека под углом зрения морально-ценностных представлений о божественном мироустроении, грехопаде­нии и спасении, то Просвещение, напротив, стремилось очистить понятие природы от ценностных характеристик и вывести сами моральные ценности целиком из законов природы «какова она есть». И это приведение нравственности к универ­сально трактуемой «природе» (включая общество и человека) сплошь и рядом ока­зывалось сведением якобы уникальной и абсолютной нравственности (как она по­нималась христианством) к соответствующим естественно-научным концептам.

Во-вторых, если в средневековом воззрении (что наложило отпечаток и на ранний гуманизм) человек трактовался как некая неразложимая целостность, един­ство познавательно-онтологического, нравственно-эстетического, политико-правового под эгидой религиозно-церковного опыта, то в Просвещении человек точно так же выступал под знаком органической целостности, замкнутой на природу в целом, но полностью олицетворенной в отдельном индивиде. Коль скоро эта точка зрения доводилась до логического завершения, то оказывалось, что законы обще­ственного целого и «природа человека» как такового, социальная необходимость и потребность внутреннего самовыражения индивида — это одно и то же в принци­пе, если не в деталях. Далее получалось, что познание человеком самого себя и всей окружающей природы равнозначно выбору нравственной позиции; что мо­раль — это та же наука в ее практическом приложении; что антропология есть единственное основание морально должного; что психология человека и является источником нравственных мотивов; что нравственное воспитание человека целиком сводится к обретению им практического житейского опыта, умения достигать ус­пеха.

В философии XVII и XVIII столетий мораль как специфический феномен об­щественной жизни и личностного бытия человека в основном сводилась к научному познанию, механике поведения и механизмам психики, личному интересу и технике целесообразного действия личности, которые к нравственности не имеют прямого

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Сентябрь 2, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.