Общая концепция «Логико-философского трактата»

В своем «Логико-философском трактате» (1921) Витген­штейн рассматривает язык и мир, описываемый языком, как по­мещенные в общее логическое пространство. Это означает, что не только выражения языка, но и предметы мира имеют логиче­скую форму. Такой подход можно объяснить по аналогии с кон­цепцией И. Канта. Кант утверждал, что познание воз­можно благодаря тому, что познаваемая нами природа — это не вещь сама по себе, а явление. Она организована и структурирована познающим субъектом. А Витгенштейн показывает нам, что условием возможности утверждений с ясным и точным смыслом является то, что мир тоже имеет логическую форму, как язык, на котором мы говорим о нем. Поясним это так: чтобы можно было делать ясные, точные, однозначные утверждения типа «Такой-то предмет обладает таким-то свойством», мир дол­жен быть структурирован определенным образом: он должен со­держать определенные, устойчивые и отличимые одни от других предметы, а эти последние должны обладать свойствами. То есть мир должен иметь структуру, параллельную грамматической структуре языка. Понятно, что «мир» — это не «вещь сама по се­бе», а мир нашего языка.

Когда мы рассуждаем, мы говорим предложениями, которые являются сложными языковыми знаками: они состоят из более простых единиц, которые также имеют значение. В «Логико-фи­лософском трактате» Витгенштейн принимает следующее допу­щение (от которого он отказался в более поздний период): усло­вием возможности для предложений иметь ясный и точный смысл является то, что любое сложное языковое выражение одно­значным образом анализируется, т. е. расчленяется на простые, далее не анализируемые составляющие; эти последние простым и однозначным образом соотносятся с обозначаемой внеязыковой ре­альностью. Такие «атомы» языка он называет именами, а соот­ветствующие им «атомы» мира — «предметами». Имя однознач­но соотносится с именуемым им предметом, подобно тому как номерные знаки на домах некоторой улицы однозначно соответ­ствуют самим домам. Но что именно в реально существующих языках и в окружающем нас мире Витгенштейн относит к таким «атомам»? Он не дает никаких пояснений и примеров, считая это задачей специальных, а не философских исследований.

Страницы: 1 2 3

Август 29, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.