Первый позитивизм (Конт, Спенсер, Милль)

Основатель позитивизма француз Опост Конт (1798—1857) объявляет метафизику, после появления эмпирических наук, ис­торическим излишеством. «Вслед за Сен-Симоном Конт развил идею так называемых трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида), определяющих в конечном счете все развитие общества. На первой, теологиче­ской, стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений; вторая, метафизическая, стадия заменяет сверхъ­естественные факторы в объяснении природы сущностями, при­чинами; задача этой стадии — критическая, разрушительная, она подготовляет последнюю, позитивную, или научную (выделено мной. — A.JI.), стадию, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации» [Нарский, 1986, с. 274].

Ко второй стадии Конт относит почти всех описанных в первых главах лиц, за исключением Ф. Бэкона и Д. Юма. Конт и его последователи принимают простую исходную формулировку эмпиризма Ф. Бэкона. Принимают они и юмовскую критику эм­пиризма. Ее преодоление становится одной из главных проблем западной философии науки вплоть до нашего времени.

Общей чертой позитивизма (как первого, так и более позд­них) было стремление решить характерные для философской (метафизической) теории познания проблемы, опираясь на есте­ственно-научный разум, противопоставляемый метафизике. При этом одним из средств исключения метафизических аспектов было утверждение, что цель познания состоит в описании явле­ний, а не в поиске метафизических сущностей или причин.

Эта позиция феноменологизма — уход от вопроса «почему?» и ограничение вопросом «как?» — была и средством обхода про­блемы, поставленной Юмом. «Наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований (т. е. поиска причин и сущности явле­ний. — А.Л.)… — провозглашает О. Конт, — и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения… Всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта (каковыми являются утвер­ждения о причине и сущности явлений. — А.Л.), не может пред­ставлять никакого реального и понятного смысла (эта линия бу­дет развита позитивизмом XX в. — А.Л). Мы можем действитель­но знать, — говорил Конт, — только различные взаимные связи, не будучи никогда в состоянии проникнуть в тайну их образования… Наши положительные исследования во всех областях должны, по существу, ограничиваться систематической оценкой того, что есть, отказываясь открывать первопричину и конечное назначе­ние (выделено мной. — А.Л)» [Конт, 1910, с. 17]. «…Мы видим, что основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естествен­ным законам, открытие и сведение числа их до минимума и со­ставляет цель всех наших усилий… Мы ограничиваемся тем, что точно анализируем условия, в которых явления происходят, и связываем их друг с другом естественными отношениями после­довательности и подобия…» [Нарский, с. 556, 559—560].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Август 28, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.