Введение в позитивизм

Позитивизм возникает как альтернатива двум идейным тече­ниям: с одной стороны, чистому механицизму в духе Лапласа; с другой — рассмотренной выше классической фило­софии познания XVII—XVIII вв. — от Декарта до Канта. Про­стые (понятные для ученых) построения позитивистов XIX в., к тому же превозносивших естественные науки, были с энтузиаз­мом встречены как среди самих ученых, так и среди многочис­ленных почитателей науки, круг которых в это время стреми­тельно расширялся. Сциентизм и позитивизм, как философское осмысление науки, являются прямыми наследниками эпохи Просвещения.

Позитивизм проходит ряд фаз, традиционно называемых первым (Конт, Спенсер, Милль), вторым (Мах, Дюгем, Пуанка­ре), третьим (Венский кружок и др.) позитивизмом. Последний, называемый часто неопозитивизмом и логическим позитивиз­мом, в конце 1930-х приходит в тесное взаимодействие с амери­канским прагматизмом — другим важным истоком основных направлений современной философии науки. Это было стиму­лировано интенсивной эмиграцией в США философов-неопозитивистов из Австрии и Германии, где он родился и развился.

Общей основой всех перечисленных течений является эмпиризм, восходящий к Ф. Бэкону, в сочетании с вниманием к кри­тике Юма и неприятием «метафизики» (под которой понимали классическую философию Нового времени — от Декарта до Ге­геля).

Эпоха Просвещения рассматривает науку как квинтэссен­цию разума. И наука XVIII—XIX вв. действительно шла от одно­го триумфа к другому. Это открывало дорогу идеологии сциен­тизма. Усложнение и специализация быстро развивавшейся ес­тественной науки в XIX в. и ее прямолинейный беспроблемный рост на базе ньютонианской программы способствовали тому, что сложные рассуждения Канта и его наследников, которые к тому же не давали однозначных ответов, казались ученым «заум­ными» и ненужными. На этой почве в середине XIX в. возникает позитивизм француза О. Конта и его английских продолжате­лей — Дж. Милля и Г. Спенсера.

Август 19, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.