Трансцендентальная аналитика

Это исследование той части наших знаний, которая имеет источник в самом рассудке («чистого» знания, в терминологии Канта), т. е. исследование априорных структур рассудка. В то же время, как подчеркивает Кант, «условием применения этого чис­того знания служит то, что предметы нам даны в созерцании, к которому это знание может быть приложено» [Кант, 1964, т. 3, с. 162]. Это очень важное обстоятельство. Все его значение выяс­нится для нас постепенно. Но уже сейчас обратим внимание на эту принципиальную особенность кантовской трактовки априорных структур мышления: они являются не столько готовыми истинами (как это было у Декарта), сколько принципами работы рассудка с данными чувственного опыта.

Трансцендентальная аналитика дает ответ на второй транс­цендентальный вопрос: Как возможно чистое естествознание? Под «чистым» естествознанием подразумевается та часть науки о природе, которая не может происходить из опыта. Это, так уже объяснялось выше, всеобщие и необходимые суждения, т. е. за­коны науки (или законы природы). В любом реальном научном законе, конечно, априорная компонента перемешана с апосте­риорными. Однако сама форма закона, т. е. его качество необхо­димого и всеобщего суждения, опирается на априорные основа­ния. Зрелая теоретическая наука, как известно, отличается тем, что она формулирует законы, а не только эмпирические обобще­ния. Таким образом, получается, что сама форма научности обя­зана своим происхождением априорным структурам рассудка, и без них не может быть науки (а могут быть в лучшем случае кол­лекции сведений).

Итак, естествознание исследует природу и формулирует ее законы. «Природа есть существование вещей, поскольку оно оп­ределено по общим законам» [Там же, с. 111]. В самом деле, уче­ный, подходя к исследованию того или иного явления, уже зара­нее знает, что оно подчинено определенным регулярностям (хо­тя пока не знает, каким именно — на это и направлено его исследование), что изменения изучаемого явления имеют при­чину и скоррелированы с ней, что в природе ничто не возникает ниоткуда и не исчезает бесследно, и т. п. Ученый исходит из то­го, что в природе дело обстоит именно так, — иначе его исследо­вательская деятельность потеряла бы смысл. Итак, до всякого исследования познающий субъект подходит к природе, как под­чиненной некоторым общим законам. Такой подход не вытекает из опыта, напротив, он составляет условие возможности опыта и научного исследования. Получается, что рассудок априори пред­писывает природе, что она должна подчиняться некоторым за­конам. Это и имеет в виду Кант.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сентябрь 5, 2010 | |

COMMENTS

 

Comments are closed.